Китайская загадка. Почему в Поднебесной так любят баскетбол

Антон Шатров 21 января 2016 17:15

Обозреватель Sportbox.ru рассказывает, как и когда в Китае начали любить баскетбол, а также о причинах популярности НБА в самой населённой стране мира.

Согласно опросу федерации баскетбола Китая, на 2015 год около 307 миллионов человек занимается баскетболом в Поднесной. Для справки, все население США составляет 327,3 миллиона. И если китайским баскетболистам есть чему поучиться у своих заокеанских коллег, то в плане энтузиазма именно рядовые американские болельщики находятся в положении отстающих.

Принято считать, что любовь к баскетболу пробилась у китайцев относительно недавно. Да, момент, когда 200 миллионов китайцев в прямом эфире наблюдали за тем, как в 2002 году «Хьюстон Рокетс» под первым номером драфта выбрали центрового Яо Мина, можно считать пиковым. Вслед за Яо появились И Цзинь Лянь, Менгке Батыр, Сун Е, Джереми Лин, который хоть и вырос в Америке, все же прочно ассоциировался со своими азиатскими корнями. Но, выбор Яо, скорее, был подтверждением вовлечённости Китая в мировой баскетбол, нежели открытием для самих китайцев. Наоборот, после 2002-го мир увидел, насколько азиаты влюблены в баскетбол, и каким гигантским потенциалом обладает китайский рынок.

https://twitter.com/YaoMing/status/397433222188908544

Жители Поднебесной приобщились к баскетболу практически за 100 лет до знаменательного драфта. Буквально через несколько лет после того, как в 1891 году Джеймс Нэйсмит изобрел своё детище, миссионеры из YMCA (Юношеская христианская ассоциация) завезли игру в Китай. НБА стала мировым брендом в конце 80-х — начале 90-х благодаря дуэли Мэджика и Берда, а также появлению Джордана. До тех пор большинство жителей Китая даже не ассоциировало баскетбол с Америкой.

Во внутреннем дворике за Великой Стеной он был неотъемлемой частью программы оздоровительных лагерей, армейской подготовки и, что самое важное, коммунистической идеологии. На политическом уровне баскетбол считался единственной альтернативой настольному теннису. Но в отличие от пинг-понга, баскетбол — игра командная, за что немедленно и уцепились партийные бонзы, которые лихо подогнали под эту схему понятия братства и социалистического коллективизма. Демонстрации военной, трудовой и спортивной мощи практически никогда не обходились без импровизированного баскетбольного поединка. Гимнасты выстраивали причудливые фигуры, напоминающие кольца, а гуттаперчевые игроки забрасывали в них мячи. И так на протяжении нескольких километров шествия.

https://twitter.com/HoustonRockets/status/302534396773277697

После того, как в 1949-м к власти пришёл Мао, правительство каленым железом принялось выжигать все признаки тлетворного влияния Запада. Все подвергалось жесточайшим репрессиям: искусство, литература, мода, продукты питания. Все, за исключением баскетбола. Более того, Великий Кормчий распорядился начать строительство баскетбольных площадок рядом с каждым крупным производством, чтобы рабочие в перерыве могли совершенствовать физическую форму и понятие трудовой взаимовыручки.

Но если на заводах игра в баскетбол была инициативой относительно добровольной, то в армии все было совсем наоборот. В каждом роде войск, на каждой иерархической ступени были организованы команды, которые в сумме представляли собой огромный чемпионат. Будь ты простой рядовой или «особа, приближенная к императору», ты был обязан играть в команде. Отказ, в лучшем случае, вызывал подозрение, в худшем — расценивался как неуважение к политическому строю государства в целом и Мао Цзэдуну лично.

Начиная с 1949-го и заканчивая 1980-м, именно военные клубы были поставщиками лучших баскетбольных кадров в Китае. Самых лучших военных аккумулировали в команде «Байи Рокетс», которая на тот момент была практически подправительственным ведомством. Позже именно она взрастит Вон Жижи — первого китайского баскетболиста, который попадет в НБА.

https://twitter.com/YaoMing/status/475352115221504000

Картина начала меняться ближе к наступлению 90-х. Стало очевидно, что старая милитаристская система управления теряет свою эффективность. К тому же, после смерти Мао, по сути, не нашлось адекватного по силе и харизме персонажа, который бы столь же яро отстаивал свои взгляды. Китай постепенно стал отходить от позиции политического анахорета. В страну все чаще стали приезжать команды американских университетов. Это позволило китайцам сформировать в своей системе образования баскетбольный чемпионат, по структуре аналогичный американскому NCAA.

В 1987-м Китай впервые получил от США права на трансляцию центрального телевидения. В совокупности с началом «Золотой эры НБА» и наличия таких талантов, как Джордан, Баркли, Оладжувон, О’Нил, Юинг это произвело настоящий фурор в стране, где баскетбол огромное время был не только популярным развлечением, но фактически частью идеологии, социальной системы. Именно Китай стал первой страной, которая сподвигла НБА на ошеломляющий по своей простоте и значимости вывод: будущее лиги — в глобализации.

https://twitter.com/HoustonRockets/status/303320951972573185

Выставочные матчи, заигрывания с китайской мифологией при разработке дизайна новых именных кроссовок, презентация своего бренда в Поднебесной, открытие там школ, проведение летних лиг и мастер-классов. Сегодня Китай является главным рынком сбыта НБА. В свою очередь для китайцев имена Коби, Леброна, Дюранта являются нарицательными. Их попросту боготворят.

При этом не только как полубогов, лучших атлетов современности и виртуозов баскетбола, которые взялись из ниоткуда и в одночасье получили почитание миллионов. Их любят ещё и в качестве некого напоминания о пути баскетбола в Китае, как новую веху длинной истории, которая началась около ста лет назад. И пусть нынешняя глава, без сомнения, самая яркая, отнюдь не она является первой. Китайцы знают об этом и чтут память прошлых лет.

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх