«Уильямс». История взлетов и падений

18 мая 2012 11:03

После сенсационной победы Пастора Мальдонадо на прошедшем «Гран-при Испании» о команде «Уильямс» заговорили снова, но уже совсем в других тонах. Мало кто верил, что им удастся оправиться после провального сезона-2011, который стал самым худшим в новейшей истории конюшни, а Пастор Мальдонадо справится с ролью лидера после увольнения Рубенса Баррикелло. Но именно венесуэльцу принадлежат пророческие слова, сказанные в межсезонье: «Хуже, чем в 2011-м, уже не будет». И он оказался прав - теперь можно двигаться только вверх, и пока у команды это получается.

«Уильямс» - команда, которая за свою 35-летнюю историю в «Формуле-1» пережила немало спадов, но всегда выбиралась из них с завидным упорством и невозмутимостью. В этом коллектив чем-то был похож на своего владельца - сэра Фрэнка Уильямса. Он с 1986 года не встает с инвалидного кресла, к которому оказался прикован после рядовой автомобильной аварии, но это никогда не мешало ему руководить командой. Именно он (вместе с Патриком Хэдом) был ее основной движущей силой вплоть до 2009-го, когда двое совладельцев продали контрольный пакет акций австрийскому бизнесмену и гонщику-любителю Тото Вульфу.

Еще одним ключевым фактором успеха «Уильямса» всегда были моторы. Потеря удачного двигателя неизменно приводила к падению команды в пропасть. Это произошло в конце 1987 года, когда чемпионский «Уильямс» лишился турбомоторов «Хонда». Тогда команда была вынуждена выбрать более слабые атмосферники «Джадд», которые уже не позволили ей бороться за титул в 88-м. Из команды ушел Нельсон Пике, а оставшиеся Найджел Мэнселл и Рикардо Патрезе не смогли выиграть ни одной гонки.

Это произошло и в 1998 году, когда доминировавший всю первую половину 90-х «Уильямс» лишился моторов «Рено» - французы решили завершить карьеру в «Ф-1». Это сотрудничество началось в 1989-м и стало, наверное, одним из самых крепких и победоносных в «королевских гонках»: французы и англичане вместе выиграли пять командных и четыре личных титула: последний принес молодой канадец Жак Вильнев в 1997 году.

Он продолжил выступать за команду и в 1998-м, но стремительно устаревающие моторы «Макакром» (фактически - собранные по лицензии прошлогодние «Рено») не позволяли чемпиону бороться за победу. Как, впрочем, и его напарнику Хайнцу-Харальду Френтцену. Оба по завершении сезона покинули команду.

Прозябание «Уильямса» в середине пелотона продолжалось недолго - ровно до заключения эксклюзивного контракта с БМВ: баварский моторист как раз готовился к возвращению в «Формулу-1» и хотел побеждать. И победы пошли уже через год - колумбиец Хуан-Пабло Монтойя буквально взорвал мир «Ф-1», обогнав лидирующего Михаэля Шумахера уже в третьей гонке сезона в Бразилии. До финиша он тогда не доехал, но этого обгона было достаточно - многие видели в нем и «Уильямсе» будущих чемпионов.

К сожалению, не сложилось: моторы БМВ часто горели, да и шасси явно уступало «Феррари» на медленных трассах. Зато на скоростных «Монце», «Хоккенхайме» и в канадском Монреале сине-белым просто не было равных. Выигрывал либо Монтойя, либо его не столь яркий, но гораздо более стабильный напарник Ральф Шумахер.

Так и не дождавшись титулов, эта пара пилотов покинула команду в конце 2004 года, а пришедшим на замену Нику Хайдфельду и Марку Уэбберу так и не удалось добыть ни одной победы. Тут уже лопнуло терпение БМВ: мотористы хотели большего контроля над командой, а Фрэнк Уильямс и Патрик Хэд оказались довольно неуступчивыми хозяевами. Вдобавок, между двумя сторонами начали происходить публичные перепалки по ходу сезона. Кончилось это тем, что немцы досрочно разорвали контракт с «Уильямсом» и выкупили «Заубер».

Следующие пять лет для команды сэра Фрэнка стали скоростным спуском по спирали: не помогла даже смена поставщика моторов с «Косуорта» на «Тойоту». А когда в конце 2009 года японцы решили уйти из «Формулы-1», «Уильямсу» пришлось снова вернуться к слабому «Косуорту». Один за другим стали уходить спонсоры, команда все чаще отдавала предпочтение молодым пилотам с большим бюджетом…

Нижней точкой падения стал сезон-2011, но в «Уильямсе» уже вовсю шла подготовка к новому подъему. По ходу всего чемпионата в команде шла реструктуризация: ушел на пенсию Хэд, технический директор Сэм Майкл (мужественно взявший на себя ответственность за все неудачи) перешел в «Макларен». На его место пришел Майк Кофлэн, до шпионского скандала 2007 года работавший как раз в «Макларене», а годом раньше к команде присоединился аэродинамик Майк Гиллан из «Тойоты». И самое главное - был вновь заключен контракт на поставку моторов «Рено», которые помогли до этого выиграть два подряд титула «Ред Буллу».

Омрачил эти перемены только внезапный уход президента компании Williams Grand Prix Holdings Адама Парра. Ведь именно он и был главным инициатором и проводником большинства реформ, которые привели команду к нынешнему успеху. И именно его Фрэнк Уильямс еще недавно называл своим будущим преемником.

Но машина для нового сезона была уже готова и испытана. Одной из главных проблем прошлогодней FW33 была плохая работа с резиной «Пирелли». И если судить по победному «Гран-при Испании», подчиненным Кофлэна удалось победить этот недостаток - Мальдонадо смог удержать за собой Фернандо Алонсо на порядком изношенных шинах.

В том, что возрождение британской команды - теперь и его личная заслуга, не сомневается больше никто. Еще зимой в британской прессе Пастора называли рента-драйвером и ставленником Уго Чавеса, который купил место в команде на нефтяные миллионы государственной венесуэльской компании PDVSA (забывая при этом о чемпионском титуле в GP2).

«Мы хотим побеждать еще», - сказал окрыленный успехом Мальдонадо, которого так и хочется сравнить с Монтойей. Но даже если в текущем сезоне команде не удастся повторить каталонское чудо, можно сказать с уверенностью - «Уильямс» вернулся. И нам очень не хватало его побед.

Игорь Асанов, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
MotoGP Ралли
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх