Мемориал героям. Самые страшные трагедии «Ф-1»

Илья Буяев 01 мая 2014 13:32

Следом за весной идет лето — так распорядилась природа. 1 мая 1994 года в «Формуле-1» наступила зима — так распорядилась судьба. Именно в этот день не стало пилота, и поныне символизирующего весну «королевских гонок» — Айртона Сенны. Sportbox.ru отдает дань памяти бразильскому Волшебнику и перелистывает самые трагические страницы в истории «Ф-1».

Первая кровь

Первым пилотом, погибшим непосредственно во время гоночного уик-энда«Формулы-1» стал американец Чет Миллер. Он ушел из жизни 15 мая 1953 года в возрасте 50 лет, успев за это время заслужить титул Декана автоспорта. Роковым для Миллера стал южный поворот трассы в Индианаполисе, с которым он не справился во время тренировки перед вторым этапом чемпионата мира.

Смерть не щадит ни отцов, ни детей

Самым молодым погибшим пилотом «Формулы-1» стал мексиканец Рикардо Родригес. В 1961 году 19-летний латиноамериканец дебютировал в «Больших призах» в составе легендарной «Феррари». Проведя пять гонок, ему представилась возможность выступить перед родными трибунами. Но в ноябре 1962-го скудерия отказалась заявлять своих пилотов на внезачетный «Гран-при Мексики».

И тогда Родригес решился на роковой шаг — пересесть в болид «Лотуса». В квалификации 20-летний гонщик не справился с управлением и врезался в отбойник. Спасти его не удалось. По злой иронии судьбы, скорость забрала и старшего брата Родригеса — Педро. Он погиб в 1971 году во время гонки «Интерсерии» в Нюрнберге. Сейчас автодром в Мехико носит имя братьев Родригес.

Летучий голландец

Этот человек — настоящая легенда голландского автоспорта. Карел Годен де Бофор — первый подданный оранжевой династии, сумевший набрать зачетные очки чемпионата мира «Ф-1». Самый настоящий граф из Голландии был последним пилотом-любителем в «Больших призах». Он на свои деньги основал команду «Экюри Маарсберген», выступавшую на клиентских шасси «Порше».

Фатальным для де Бофора стал печально известный поворот трассы «Нюрбургринг» — Bergwerk. Именно в этой самой «Шахте» попал в аварию Ники Лауда, получив сильнейшие ожоги лица. Оранжевый болид де Бофора развернуло, а сам пилот вылетел на дорожное полотно. Голландца смогли транспортировать в кельнский нейроцентр, но 2 августа 1964 года, спустя три дня после злосчастного инцидента, он скончался…

Награжденный посмертно

«Формула-1» забрала жизни двух своих чемпионов. Первый из них — немец Йохен Риндт, всю карьеру выступавший за Австрию. Родителей у него отняла Вторая мировая война. После роковой бомбежки родного Майнца Риндт уехал в австрийский Грац, где воспитывался бабушкой и дедушкой.

Сезон-1970 начался для пилота «Лотуса» блестяще. Он наконец-то получил достойный своего таланта болид и всерьез претендовал на титул. Во время тренировки в Монце Риндт пошел на отчаянный шаг — демонтировать крылья на своей машине с целью уменьшения сопротивления. Результатом пилот остался доволен, и продолжил практиковаться с таким болидом и на следующий день.

Существенное ухудшение управляемости в угоду скорости сыграло с австрийцем злую шутку. В одном из поворотов его развернуло и вынесло прямиком на отбойник. Удар был такой силы, что пряжка поясного ремня безопасности перерезала ему горло. Риндт погиб на месте. Ему было всего 28 лет… Тот чемпионат должен был стать апофеозом его карьеры, но вместо этого превратился в пышное надгробие — за оставшиеся гонки сезона догнать австрийца так и не сумели. Он выиграл титул. Посмертно.

Пункт назначения

Без сомнения, самым черным днем в истории «Ф-1» можно считать 19 июня 1960 года. Ни до, ни после того злополучного «Гран-при Бельгии» в ходе одной гонки не погибали сразу двое пилотов. А то, как судьба расправилась с британцами Крисом Бристоу и Аланом Стейси, навевает ассоциации с мистическим хоррором «Пункт назначения».

Бристоу за свои 22 года сумел заслужить репутацию главного сорвиголовы чемпионата. Он постоянно играл со смертью, не пугаясь на полную вдавливать педаль газа в пол даже при входе в самые крутые повороты. Именно поэтому его «Купер» лишь раз проезжал под клетчатым флагом за четыре гонки сезона. На 19-м круге он вел бескомпромиссную борьбу с «Феррари» бельгийца Вилли Мэресса». Но в повороте «Мальмеди» не справился с управлением и вылетел с трассы. Тело Бристоу нашли обезглавленным — пилот напоролся на заграждение из колючей проволоки.

Стейси погиб спустя пять кругов. 26-летний англичанин шел шестым, но в повороте «Бурневиль», всего лишь в нескольких десятках метров от места смерти Бристоу, в его шлем угодила птица. Стейси не справился с управлением, его вынесло с трассы и перебросило через трехметровый забор. Тело несчастного обнаружили в поле, пилот был уже мертв.

Конец волшебству…

В интернете можно с легкостью найти одно из самых трогательных видео в истории «Формулы-1». Достаточно лишь ввести в любом поисковике «Ayrton Senna Before Start Imola-1994». Когда смотришь эти кадры, на самом деле пробирает до слез. Мне до сих пор кажется, что Сенна уже тогда что-то чувствовал. Достаточно лишь взглянуть в его глаза, которые смотрели в голубое небо над Сан-Марино, будто прощаясь с ним навсегда…

То Гран-при с самого начала не задалось — словно чья-то дьявольская рука взялась написать его сценарий. Во время пятничных свободных заездов в аварию попал друг и соотечественник Сенны Рубенс Баррикелло. Тогда, к счастью, все обошлось сломанными ребром и носом. Врачи отказались пускать Айртона в палату потерпевшего, и тому пришлось перелезать через стену, чтобы увидеться с товарищем. Именно в тот день Сенна сделал заявление о необходимости пересмотреть стандарты безопасности «Формулы-1».

Но было уже поздно. Во время субботней квалификации погиб австриец Роланд Ратценбергер — на скорости более 300 км/ч его болид утащило в отбойник. В очередной раз приходится говорить о злой иронии судьбы — трагедия случилась в повороте, названном в честь еще одной жертвы «королевских гонок» — канадца Жиля Вильнева.

На следующий день не стало Айртона. На седьмом круге его «Уильямс» не вписался в поворот «Тамбурелло» и влетел в бетонную стену на скорости 218 км/ч. Как стало известно позднее, причиной смерти Волшебника стал кусок подвески, пробивший его шлем и нанесший несопоставимую с жизнью травму. Споры о гибели Сенны идут до сих пор. По официальной версии, бразильца подключили к аппарату искусственного дыхания и на вертолете перевезли в госпиталь, где врачи констатировали смерть головного мозга.

Но есть версия, что Айртон скончался на месте. А сцену с якобы попытками спасти его жизнь разыграли по указке ФИА, не желавшей останавливать гонку, что повлекло бы серьезные финансовые потери. Как бы то ни было — бог этим людям судья…

Илья Буяев, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
MotoGP Ралли
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх