Памяти «формульного» рыцаря с тросточкой и накладной бородой
![](https://s-cdn.sportbox.ru/images/styles/1920_1080/fp_fotos/fb/48/GS79-3166.jpg)
В понедельник «королева автоспорта» потеряла своего самого настоящего рыцаря – сэра Джона Артура Брэбэма, которого большинство поклонников «Ф-1» знают по имени Джек. Жизнь и свершения легендарного австралийца достойны голливудского сценария. Но пока мэтры Фабрики грёз только думают над этим, Sportbox.ru действует!
У каждого мальчика в детстве была мечта, у каждого второго она была связана со скоростью, погонями, перестрелками. Маленький потомок английских эмигрантов грезил небом, а оно в Австралии особенное, почти круглый год ярко-голубое, с плывущими на огромной высоте перистыми облаками. Джек хотел быть летчиком, и шанс осуществить эту мечту ему подарила жестокая и бесчувственная женщина по имени война.
В его родном Хартсвилле не разрывались бомбы и не было слышно, как над Тихим океаном погибают отчаянные японские самураи на «Зеро» и не менее храбрые пилоты Королевских ВВС Австралии на своих «Сифайрах». Джек читал местные газеты, которые воспевали романтику воздушных сражений, но не упоминали о том, что редкий пилот совершал более трех боевых вылетов. Дождавшись 18-летия, Брэбэм записался добровольцем в ВВС, где ему очень крупно повезло - вместо пилота он стал механиком, и мы получили великого гонщика, а не одного из сотен молодых ребят, погибших в небесах и нашедших последний приют в соленых водах океана.
В 1946-м, спустя год после официального окончания войны, Джек демобилизовался и открыл небольшую мастерскую по ремонту автомобилей. Через какое-то время он начал выступать сам, выиграв подряд четыре чемпионата Австралии по спидвею.
После продолжительных скитаний по различным гоночным сериям, 29-летний Брэбэм впервые покинул страну Оз, как часто называют Австралию, и отправился на родину своих предков – в Англию. Это был 1955 год, ставший для Джека дебютным в «Формуле-1». Свой первый «Гран-при Великобритании», который он провел за рулем «Купера», Брэбэм провалил – 25-е место в квалификации и сход в гонке из-за технических проблем. В следующем сезоне на его машине будет красоваться легендарный трезубец «Мазератти». Но нанизать на него даже немного зачетных очков Джеку не удалось.
В 1957-м он возвращается в «Купер». Без особого успеха откатав ближайшие два чемпионата, он неожиданно становится королем, выиграв титулы сезонов 1959 и 1960 годов. Особенно запоминающимся выдался первый. Во время заключительной гонки в американском Себринге в машине Джека закончилось топливо за круг до финиша. Но Брэбэм не растерялся и самостоятельно дотолкал болид до финиша, став четвертым в итоговой классификации.
Это была эпоха, когда фраза «тихо едешь, дальше будешь» стала девизом победителей. В «Купере» это осознали и сделали ставку на феноменальную по тем временам надежность, а не на скорость. Но в 1961 году, после изменения регламента, английские команды сильно сдали и на авансцену вышли алые болиды «Феррари». Тот чемпионат Джек завершил 11-м в итоговой классификации и стал всерьез задумываться о создании собственной команды.
Уже в следующем сезоне Брэбэм вывел на трассу болид команды-однофамилицы. Его напарником стал американец Дэн Гарни. Первую победу новорожденной конюшне принес именно пилот из США, а не ее родной отец – во Франции-1964. В 66-м Джек выиграл свой последний, третий в карьере титул. Ему на тот момент «стукнуло» 40 лет. Многие СМИ по ходу сезона подшучивали над возрастом Брэбэма. Сам «престарелый» в накладе не остался и, как принято говорить сейчас, «потроллил» недоброжелателей – на старт «Гран-при Голландии» он вышел с накладной бородой и опираясь на трость. С помощью соперников забравшись в болид, он скинул бутафорскую растительность с лица и выиграл гонку.
В 1970-м Джек мог взять четвертую «корону» в карьере. Но ему помешала досадная ошибка на последнем круге гонки в Монако. Тот сезон стал заключительным для 44-летнего пилота Брэбэма. Блэк Джек, как его прозвали за черный цвет волос и некоторую скрытность, продал свое детище всесильному ныне Берни Экклстоуну и вернулся в родную Австралию.
Джек был и навсегда останется настоящей легендой не только «Формулы-1», но и всего мирового автоспорта. Его заслуги признали и в правящей династии Великобритании, в 1966 году присвоившей ему рыцарский титул – первый среди всех пилотов «королевских гонок». Кому этого недостаточно, взгляните на статистику:
Гран-при: 128
Старты: 126
Победы: 14
Пьедесталы: 31
Поулы: 13
Быстрейшие круги: 12
Лидирование старт/финиш: 5
Пройдено кругов: 6162
Круги лидирования: 824
Очки: 261
19 мая 2014 года сэра Джека не стало. Он ушел от нас после продолжительной болезни, в возрасте 88 лет. В этой жизни всегда остается то, чего ты так и не успел сделать. Брэбэм вряд ли оказался исключением. Но он сумел осуществить главное – исполнить свою мечту:
- Всем нам очень грустно, отец умер в возрасте 88 лет, - сказал младший сын Джека Дэвид. – Ему выпало прожить невероятную жизнь, за которую он успел достичь большего, чем мог мечтать. Память о нём будет жить всегда, вместе с тем удивительным невероятным наследием, что он оставил.
Илья Буяев, Sportbox.ru
- Рассел победил на Гран‑при Австрии «Формулы‑1», Ферстаппен упустил лидерство из‑за столкновения с Норрисом
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Австрии «Формулы‑1»
- Ферстаппен выиграл спринт на этапе чемпионата «Формулы‑1» в Австрии
- Ферстаппен столкнулся с техническими проблемами, но показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Австрии
- Ферстаппен выиграл Гран‑при Испании, Норрис после старта с поула финишировал вторым
- Норрис выиграл квалификацию Гран‑при Испании, опередив Ферстаппена на 0,020 секунды
- Сайнс показал лучшее время в третьей тренировке Гран‑при Испании, Ферстаппен — 4‑й
- Хэмилтон показал лучшее время во второй практике Гран‑при Испании, Ферстаппен — 5‑й
- Неожиданная победа российского спорта в суде. Американцы дорого заплатят за грабеж
- Норрис показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Испании
- Ферстаппен победил на Гран‑при Канады, Норрис — второй, оба пилота «Феррари» сошли
- Пилот «Мерседеса» Расселл выиграл квалификацию Гран‑при Канады
- Норрис показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Канады, Ферстаппен — пятый
- Руководитель «Макларен» сделал татуировку в честь первой победы Ландо Норриса в «Формуле‑1»
- Хэмилтон признался, что мочился в комбинезон во время гонки
- Леклер впервые в карьере выиграл домашний Гран‑при Монако, одержав шестую победу в «Формуле‑1»
- Три машины, включая «Ред Булл», попали в крупную аварию на первом круге Гран‑при Монако
- Леклер завоевал для «Феррари» поул‑позицию в Монако, прервав рекордную серию Ферстаппена
- Хэмилтон показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Монако, Ферстаппен — 11‑й
- Леклер, Норрис или Сайнс? Эксперты определили основных конкурентов Ферстаппена на Гран-при Монако
- Семья Шумахера отсудила компенсацию у немецкого журнала за фальшивое интервью
- Ферстаппен выиграл Гран‑при Эмилии‑Романьи, Норрис стал вторым, проиграв менее секунды на финише
- Ферстаппен показал лучшее время в квалификации Гран‑при Эмилии‑Романьи, Пиастри — второй
- Леклер показал лучшее время во второй тренировке Гран‑при Эмилии‑Романьи
- Леклер стал лучшим в первой тренировке Гран‑при Эмилии‑Романьи, «Феррари» привезла на этап модернизированную машину
- Льюис Хэмилтон исполнит роль в одном из самых дорогих фильмов в истории кинематографа
- Норрис выиграл Гран‑при Майами и одержал первую победу в карьере
- Ферстаппен выиграл спринт на Гран‑при Майами «Ф‑1»
- Феттель вернется за руль болида «Формулы‑1» в Имоле, чтобы почтить память Айртона Сенны
- Ферстаппен может перейти в «Мерседес» на место Хэмилтона, переговоры пройдут в мае
- Хюлкенберг заключил долгосрочный контракт с «Ауди» и уйдет из «Хаас» по окончании сезона
- Ферстаппен победил на Гран‑при Китая и выиграл четвертую гонку из пяти в сезоне
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Китая «Формулы‑1»
- «Сайнс немного перешел черту». Пилот «Феррари» Леклер раскритиковал партнера по команде после спринта на Гран‑при Китая
- Макс Ферстаппен выиграл спринтерскую гонку Гран‑при Китая «Формулы‑1»
Личный зачет
М | Гонщик | Очки |
1 | 454 | |
2 | 308 | |
3 | 305 | |
4 | 275 | |
5 | 246 | |
6 | 240 | |
7 | 122 | |
8 | 92 | |
9 | 81 | |
10 | 49 |
Кубок Конструкторов
М | Команда | Очки |
1 |
![]() |
759 |
2 |
![]() |
554 |
3 |
![]() |
515 |
4 |
![]() |
173 |
5 |
![]() |
159 |
6 |
![]() |
55 |
7 |
![]() |
55 |
8 |
![]() |
37 |
9 |
![]() |
35 |
10 |
![]() |
8 |
- Шестикратный чемпион MotoGP Марк Маркес подписал контракт с Ducati, его напарником будет Франческо Баньяя
- Австралийский мотогонщик умер в возрасте 48 лет после болезни
- Чемпиона и лидера сезона MotoGP унесли с трассы на носилках после наезда соперника
- Марк Маркес и еще четыре мотогонщика из-за травм не выступят в гонке Гран-при Аргентины
- Испанский мотогонщик Эспаргаро получил тяжелые травмы после падения на Гран-при Португалии в классе MotoGP
- Один человек погиб после наезда машины на зрителей во время ралли в Ленобласти
- Четыре человека погибли в результате аварии во время ралли в Венгрии
- В аварии на ралли в Новой Зеландии погиб 15‑летний гонщик
- Страшная трагедия на «Дакаре». Мотогонщик не смог выкарабкаться после аварии
- Испанский мотогонщик Фалькон погиб из‑за последствий аварии на ралли «Дакар»
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru