Памяти «формульного» рыцаря с тросточкой и накладной бородой
В понедельник «королева автоспорта» потеряла своего самого настоящего рыцаря – сэра Джона Артура Брэбэма, которого большинство поклонников «Ф-1» знают по имени Джек. Жизнь и свершения легендарного австралийца достойны голливудского сценария. Но пока мэтры Фабрики грёз только думают над этим, Sportbox.ru действует!
У каждого мальчика в детстве была мечта, у каждого второго она была связана со скоростью, погонями, перестрелками. Маленький потомок английских эмигрантов грезил небом, а оно в Австралии особенное, почти круглый год ярко-голубое, с плывущими на огромной высоте перистыми облаками. Джек хотел быть летчиком, и шанс осуществить эту мечту ему подарила жестокая и бесчувственная женщина по имени война.
В его родном Хартсвилле не разрывались бомбы и не было слышно, как над Тихим океаном погибают отчаянные японские самураи на «Зеро» и не менее храбрые пилоты Королевских ВВС Австралии на своих «Сифайрах». Джек читал местные газеты, которые воспевали романтику воздушных сражений, но не упоминали о том, что редкий пилот совершал более трех боевых вылетов. Дождавшись 18-летия, Брэбэм записался добровольцем в ВВС, где ему очень крупно повезло - вместо пилота он стал механиком, и мы получили великого гонщика, а не одного из сотен молодых ребят, погибших в небесах и нашедших последний приют в соленых водах океана.
В 1946-м, спустя год после официального окончания войны, Джек демобилизовался и открыл небольшую мастерскую по ремонту автомобилей. Через какое-то время он начал выступать сам, выиграв подряд четыре чемпионата Австралии по спидвею.
После продолжительных скитаний по различным гоночным сериям, 29-летний Брэбэм впервые покинул страну Оз, как часто называют Австралию, и отправился на родину своих предков – в Англию. Это был 1955 год, ставший для Джека дебютным в «Формуле-1». Свой первый «Гран-при Великобритании», который он провел за рулем «Купера», Брэбэм провалил – 25-е место в квалификации и сход в гонке из-за технических проблем. В следующем сезоне на его машине будет красоваться легендарный трезубец «Мазератти». Но нанизать на него даже немного зачетных очков Джеку не удалось.
В 1957-м он возвращается в «Купер». Без особого успеха откатав ближайшие два чемпионата, он неожиданно становится королем, выиграв титулы сезонов 1959 и 1960 годов. Особенно запоминающимся выдался первый. Во время заключительной гонки в американском Себринге в машине Джека закончилось топливо за круг до финиша. Но Брэбэм не растерялся и самостоятельно дотолкал болид до финиша, став четвертым в итоговой классификации.
Это была эпоха, когда фраза «тихо едешь, дальше будешь» стала девизом победителей. В «Купере» это осознали и сделали ставку на феноменальную по тем временам надежность, а не на скорость. Но в 1961 году, после изменения регламента, английские команды сильно сдали и на авансцену вышли алые болиды «Феррари». Тот чемпионат Джек завершил 11-м в итоговой классификации и стал всерьез задумываться о создании собственной команды.
Уже в следующем сезоне Брэбэм вывел на трассу болид команды-однофамилицы. Его напарником стал американец Дэн Гарни. Первую победу новорожденной конюшне принес именно пилот из США, а не ее родной отец – во Франции-1964. В 66-м Джек выиграл свой последний, третий в карьере титул. Ему на тот момент «стукнуло» 40 лет. Многие СМИ по ходу сезона подшучивали над возрастом Брэбэма. Сам «престарелый» в накладе не остался и, как принято говорить сейчас, «потроллил» недоброжелателей – на старт «Гран-при Голландии» он вышел с накладной бородой и опираясь на трость. С помощью соперников забравшись в болид, он скинул бутафорскую растительность с лица и выиграл гонку.
В 1970-м Джек мог взять четвертую «корону» в карьере. Но ему помешала досадная ошибка на последнем круге гонки в Монако. Тот сезон стал заключительным для 44-летнего пилота Брэбэма. Блэк Джек, как его прозвали за черный цвет волос и некоторую скрытность, продал свое детище всесильному ныне Берни Экклстоуну и вернулся в родную Австралию.
Джек был и навсегда останется настоящей легендой не только «Формулы-1», но и всего мирового автоспорта. Его заслуги признали и в правящей династии Великобритании, в 1966 году присвоившей ему рыцарский титул – первый среди всех пилотов «королевских гонок». Кому этого недостаточно, взгляните на статистику:
Гран-при: 128
Старты: 126
Победы: 14
Пьедесталы: 31
Поулы: 13
Быстрейшие круги: 12
Лидирование старт/финиш: 5
Пройдено кругов: 6162
Круги лидирования: 824
Очки: 261
19 мая 2014 года сэра Джека не стало. Он ушел от нас после продолжительной болезни, в возрасте 88 лет. В этой жизни всегда остается то, чего ты так и не успел сделать. Брэбэм вряд ли оказался исключением. Но он сумел осуществить главное – исполнить свою мечту:
- Всем нам очень грустно, отец умер в возрасте 88 лет, - сказал младший сын Джека Дэвид. – Ему выпало прожить невероятную жизнь, за которую он успел достичь большего, чем мог мечтать. Память о нём будет жить всегда, вместе с тем удивительным невероятным наследием, что он оставил.
Илья Буяев, Sportbox.ru
- Макс Ферстаппен превзошел достижение Михаэля Шумахера
- Ферстаппен одержал первую победу с июня, прорвавшись с 17‑го места на Гран‑при Бразилии, Окон и Гасли — в топ‑3
- Дождевая гонка Гран‑при Бразилии прервана из‑за аварии Колапинто
- Одна из машин «Уильямс» пропустит гонку Гран‑при Бразилии, Сайнс стартует с пит‑лейн
- Норрис выиграл квалификацию Гран‑при Бразилии «Формулы‑1» в условиях дождя, Ферстаппен не вышел в третий сегмент
- Квалификация Гран‑при Бразилии отложена до утра воскресенья
- Ферстаппен получил штраф в 5 секунд и потерял одну позицию по итогам спринта на Гран‑при Бразилии
- Норрис выиграл спринт на Гран‑при Бразилии и отыграл у Ферстаппена два очка в чемпионате
- Гонщик «Макларена» Пиастри выиграл квалификацию к спринту на Гран‑при Бразилии
- Пилот «Макларена» Норрис выиграл тренировку на Гран‑при Бразилии
- «20 секунд — это много». «Ферстаппен — о штрафе на Гран‑при Мексики
- Сайнс победил на Гран‑при Мексики, Норрис — второй, Леклер — третий
- Сайнс выиграл квалификацию Гран‑при Мексики
- Пиастри показал лучшее время в заключительной тренировке Гран‑при Мексики, Ферстаппен — 4‑й
- Гонщик «Формулы‑1» Леклер попробовал себя в роли пилота истребителя
- «Мы не в детском саду». Ферстаппен ответил на критику после борьбы с Норрисом на старте Гран‑при США
- Леклер победил на Гран‑при США, Сайнс — второй, Ферстаппен — третий, Норрис получил штраф и стал четвертым
- Норрис выиграл квалификацию Гран‑при США
- Ферстаппен выиграл спринт на Гран‑при США, Сайнс на последнем круге отобрал у Норриса второе место
- Сайнс показал лучшее время на тренировке Гран‑при США
- Никита Мазепин: «Пришло время написать следующий акт жизни, в которой мечты связаны не со скоростью»
- Швейцария сняла санкции с бывшего пилота «Формулы‑1» Никиты Мазепина
- Норрис одержал победу на Гран‑при Сингапура, Ферстаппен — второй
- Норрис выиграл квалификацию Гран‑при Сингапура, Ферстаппен показал второе время
- Норрис показал первое время в заключительной тренировке Гран‑при Сингапура, Ферстаппен — 4‑й
- Норрис стал лучшим во второй тренировке Гран‑при Сингапура
- Ферстаппена наказали общественными работами за использование ненормативной лексики во время пресс‑конференции в Сингапуре
- Леклер показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Сингапура
- Отца пилота «Ред Булл» Серхио Переса госпитализировали в предынфарктном состоянии после аварии сына на Гран‑при Азербайджана
- Пиастри выиграл Гран‑при Азербайджана «Формулы‑1», Сайнс и Перес столкнулись и разбили машины на предпоследнем круге
- Расселл стал лучшим в третьей практике на Гран‑при Азербайджана, Ферстаппен — пятый
- Ферстаппен показал лучшее время на первой тренировке Гран‑при Азербайджана, Леклер разбил болид
- Конструктор чемпионских болидов «Ред Булл» с 2025 года будет работать в «Астон Мартин»
- Пилот «Феррари» Леклер попал в ДТП на улицах Монако
- Пилот «Феррари» Леклер выиграл Гран‑при Италии и одержал вторую победу в сезоне «Формулы‑1»
Личный зачет
М | Гонщик | Очки |
1 | 454 | |
2 | 308 | |
3 | 305 | |
4 | 275 | |
5 | 246 | |
6 | 240 | |
7 | 122 | |
8 | 92 | |
9 | 81 | |
10 | 49 |
Кубок Конструкторов
М | Команда | Очки |
1 |
';
Ред Булл
|
759 |
2 |
';
Феррари
|
554 |
3 |
';
Мерседес
|
515 |
4 |
';
Альпин
|
173 |
5 |
';
Макларен
|
159 |
6 |
';
Астон Мартин
|
55 |
7 |
';
Альфа Ромео
|
55 |
8 |
';
Хаас
|
37 |
9 |
';
Альфа Таури
|
35 |
10 |
';
Уильямс
|
8 |
- Соперник погибшего мотогонщика снялся с соревнований, чтобы позволить тому посмертно выиграть чемпионство
- Шестикратный чемпион MotoGP Марк Маркес подписал контракт с Ducati, его напарником будет Франческо Баньяя
- Австралийский мотогонщик умер в возрасте 48 лет после болезни
- Чемпиона и лидера сезона MotoGP унесли с трассы на носилках после наезда соперника
- Марк Маркес и еще четыре мотогонщика из-за травм не выступят в гонке Гран-при Аргентины
- Работа над проектированием маршрута ралли «Шелковый путь» 2025 года уже начата, сообщил Чагин
- Один человек погиб после наезда машины на зрителей во время ралли в Ленобласти
- Четыре человека погибли в результате аварии во время ралли в Венгрии
- В аварии на ралли в Новой Зеландии погиб 15‑летний гонщик
- Страшная трагедия на «Дакаре». Мотогонщик не смог выкарабкаться после аварии
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru