Памяти «формульного» рыцаря с тросточкой и накладной бородой

20 мая 2014 14:24

В понедельник «королева автоспорта» потеряла своего самого настоящего рыцаря – сэра Джона Артура Брэбэма, которого большинство поклонников «Ф-1» знают по имени Джек. Жизнь и свершения легендарного австралийца достойны голливудского сценария. Но пока мэтры Фабрики грёз только думают над этим, Sportbox.ru действует!

У каждого мальчика в детстве была мечта, у каждого второго она была связана со скоростью, погонями, перестрелками. Маленький потомок английских эмигрантов грезил небом, а оно в Австралии особенное, почти круглый год ярко-голубое, с плывущими на огромной высоте перистыми облаками. Джек хотел быть летчиком, и шанс осуществить эту мечту ему подарила жестокая и бесчувственная женщина по имени война.

В его родном Хартсвилле не разрывались бомбы и не было слышно, как над Тихим океаном погибают отчаянные японские самураи на «Зеро» и не менее храбрые пилоты Королевских ВВС Австралии на своих «Сифайрах». Джек читал местные газеты, которые воспевали романтику воздушных сражений, но не упоминали о том, что редкий пилот совершал более трех боевых вылетов. Дождавшись 18-летия, Брэбэм записался добровольцем в ВВС, где ему очень крупно повезло - вместо пилота он стал механиком, и мы получили великого гонщика, а не одного из сотен молодых ребят, погибших в небесах и нашедших последний приют в соленых водах океана.

В 1946-м, спустя год после официального окончания войны, Джек демобилизовался и открыл небольшую мастерскую по ремонту автомобилей. Через какое-то время он начал выступать сам, выиграв подряд четыре чемпионата Австралии по спидвею.   

После продолжительных скитаний по различным гоночным сериям, 29-летний Брэбэм впервые покинул страну Оз, как часто называют Австралию, и отправился на родину своих предков – в Англию. Это был 1955 год, ставший для Джека дебютным в «Формуле-1». Свой первый «Гран-при Великобритании», который он провел за рулем «Купера», Брэбэм провалил – 25-е место в квалификации и сход в гонке из-за технических проблем. В следующем сезоне на его машине будет красоваться легендарный трезубец «Мазератти». Но нанизать на него даже немного зачетных очков Джеку не удалось.

В 1957-м он возвращается в «Купер». Без особого успеха откатав ближайшие два чемпионата, он неожиданно становится королем, выиграв титулы сезонов 1959 и 1960 годов. Особенно запоминающимся выдался первый. Во время заключительной гонки в американском Себринге в машине Джека закончилось топливо за круг до финиша. Но Брэбэм не растерялся и самостоятельно дотолкал болид до финиша, став четвертым в итоговой классификации.

Это была эпоха, когда фраза «тихо едешь, дальше будешь» стала девизом победителей. В «Купере» это осознали и сделали ставку на феноменальную по тем временам надежность, а не на скорость. Но в 1961 году, после изменения регламента, английские команды сильно сдали и на авансцену вышли алые болиды «Феррари». Тот чемпионат Джек завершил 11-м в итоговой классификации и стал всерьез задумываться о создании собственной команды. 

Уже в следующем сезоне Брэбэм вывел на трассу болид команды-однофамилицы. Его напарником стал американец Дэн Гарни. Первую победу новорожденной конюшне принес именно пилот из США, а не ее родной отец – во Франции-1964. В 66-м Джек выиграл свой последний, третий в карьере титул. Ему на тот момент «стукнуло» 40 лет. Многие СМИ по ходу сезона подшучивали над возрастом Брэбэма. Сам «престарелый» в накладе не остался и, как принято говорить сейчас, «потроллил» недоброжелателей – на старт «Гран-при Голландии» он вышел с накладной бородой и опираясь на трость. С помощью соперников забравшись в болид, он скинул бутафорскую растительность с лица и выиграл гонку.

В 1970-м Джек мог взять четвертую «корону» в карьере. Но ему помешала досадная ошибка на последнем круге гонки в Монако. Тот сезон стал заключительным для 44-летнего пилота Брэбэма. Блэк Джек, как его прозвали за черный цвет волос и некоторую скрытность, продал свое детище всесильному ныне Берни Экклстоуну и вернулся в родную Австралию.

Джек был и навсегда останется настоящей легендой не только «Формулы-1», но и всего мирового автоспорта. Его заслуги признали и в правящей династии Великобритании, в 1966 году присвоившей ему рыцарский титул – первый среди всех пилотов «королевских гонок». Кому этого недостаточно, взгляните на статистику:

Гран-при: 128

Старты: 126

Победы: 14

Пьедесталы: 31

Поулы: 13

Быстрейшие круги: 12

Лидирование старт/финиш: 5

Пройдено кругов: 6162

Круги лидирования: 824

Очки: 261

19 мая 2014 года сэра Джека не стало. Он ушел от нас после продолжительной болезни, в возрасте 88 лет. В этой жизни всегда остается то, чего ты так и не успел сделать. Брэбэм вряд ли оказался исключением. Но он сумел осуществить главное – исполнить свою мечту:

- Всем нам очень грустно, отец умер в возрасте 88 лет, - сказал младший сын Джека Дэвид. – Ему выпало прожить невероятную жизнь, за которую он успел достичь большего, чем мог мечтать. Память о нём будет жить всегда, вместе с тем удивительным невероятным наследием, что он оставил.

Илья Буяев, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
MotoGP Ралли
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх