Конец эпохи Экклстоуна
Новые владельцы «Формулы-1» из Liberty Media приступили к реформам в чемпионате радикально: своего места лишился многолетний глава «королевских гонок» Берни Экклстоун. Sportbox.ru подводит итоги правления британца и делает прогноз на будущее.
Восхождение на вершину
Путь Экклстоуна к элите автогоночного мира был довольно долгим и тернистым. Он много раз терпел неудачи: за рулем болидов часто попадал в аварии, а будучи спортивным менеджером видел, как его друзья гибнут на трассе. Суровые гоночные реалии пугали британца: в период с 1949 по 1972 год он не раз предпринимал попытки завязать с автоспортом… Но любовь к технике взяла свое.
https://twitter.com/BWOAHF1/status/823646090662645760В начале 70-х он приобрел команду «Брэбэм», которой руководил на протяжении 15 лет, и в результате вывел ее в число топовых коллективов «королевских гонок». В 1974 году Экклстоун, которому на тот момент было уже 44, начал восхождение по административной лестнице «Формулы-1». Вместе с бывшим гонщиком Максом Мосли он организовал Ассоциацию конструкторов «Ф-1» (FOCA), которая через несколько лет получила право на заключение контрактов по показу гонок.
https://twitter.com/f1nish/status/492955833261887488К 1995 году он становится генеральным директором компаний Formula One Management (FOM) и Formula One Administration (FOA), а также получает должность вице-президента Международной автомобильной ассоциации (FIA). Так Берни окончательно захватил власть над всеми структурами, которые связаны с «Ф-1».
Эпоха Экклстоуна
Невозможно в одной статье описать все то, что сделал Берни для «Формулы-1». Среди поклонников чемпионата вряд ли найдется человек, который помнит «королеву автоспорта» без Экклстоуна. Все, что было принято или отменено за эти годы, по большому счету — дело рук британца.
https://twitter.com/autopista_es/status/825428355088543745С приходом Экклстоуна в «Формулу-1» в первую очередь связывают развитие спонсорства: на болидах появились наклейки и надписи, рекламирующие известные и не очень торговые марки. Это привело к значительному увеличению дохода, поэтому технический прогресс в чемпионате не заставлял себя долго ждать. На настоящий момент ни одна из команд «Ф-1» не может обойтись без спонсорской поддержки: от количества инвесторов зависит не только конкурентоспособность конюшни, но и ее будущее.
https://twitter.com/Julien_F1/status/601406883723931648Согласно комментариям коллег Экклстоуна, британец всегда довольно болезненно воспринимал последствия жутких аварий во время гонок. Но в своих интервью для СМИ глава «Ф-1» зачастую не мог не отметить, что именно это привлекает серьезное внимание со стороны общественности. Однажды Берни подчеркнул, что гибель знаменитого бразильского автогонщика Айртона Сенны в 1994 году благоприятно сказалась на чемпионате:
— Его смерть вызвала огромное внимание со стороны прессы и общественности… И это было хорошо для «Формулы-1».https://twitter.com/LegenF1/status/694651978937425920
После случившегося Экклстоун и Ко вывели гонки на новый уровень безопасности. Примечателен тот факт, что с момента существования «Ф-1» до 1994 года погибли 34 пилота, а со дня трагедии в Сан-Марино случилась только одна авария со смертельным исходом — в 2014 году разбился француз Жюль Бьянки.
За время своего правления Экклстоун не раз подчеркивал, что для него в приоритете — расширение географии чемпионата. Он никогда не держался за старые автодромы, которые принимали «Формулу-1» с момента ее основания. Берни было важно рассмотреть все возможные варианты проведения гонок. В его эпоху «Ф-1» для себя открыли Бразилия, Австралия, Венгрия, Япония, Китай, ОАЭ, Бахрейн, Сингапур, Малайзия и многие другие страны. Но для нас главное то, что Берни все-таки привез «королевские гонки» в Россию:
— Деньги в этой ситуации не самая главная вещь. Россия — очень-очень-очень важная страна для нас. Мы шли к этому соглашению 30 лет. Пока я буду жив, мы будем в Сочи. Здесь проделана великолепная работа.https://twitter.com/FossettRebekah/status/757550762419511296
Экклстоун, как истинный бизнесмен, считает деньги всегда и при любых обстоятельствах. Наверняка многие помнят историю о том, как генеральный промоутер «Формулы-1» был ограблен и избит около своего дома несколько лет назад. После этого 80-летний Экклстоун сам обратился в швейцарскую компанию Hublot, чтобы сняться в рекламе часов. Кампания под названием «Посмотри, что люди могут сделать ради Hublot» получила огромную популярность, а Берни смог заработать на ней в несколько раз больше, чем у него украли.
https://twitter.com/TimezoneTweets/status/752534482817658880Критика и закат правления
В последние годы пилоты, руководители команд и рядовые фанаты «Ф-1» часто намекали на то, что «Берни пора на покой». И, наверное, это действительно так. Блестящие идеи перестали приходить в светлую голову британца, а популярность «Ф-1» уже давно потеряла былой уровень. Хотя по мнению самого Экклстоуна в этом виноваты исключительно спортивные СМИ:
— Журналисты значительно усугубляют ситуацию. Комментаторы ведут репортаж так, будто перед экранами сидят одни эксперты. Большинство поклонников «Ф-1» просто хотят приятно провести время вечером, а не слушать техническую и другую узкоспециализированную информацию.
Перечислять сомнительные предложения Берни по повышению зрелищности гонок можно довольно долго. Среди них: возможность обмениваться пилотами, введение медальной системы, искусственный полив трассы, организация субботних гонок, создание ветеранской «Ф-1» и привлечение единого поставщика моторов. Так или иначе, ни одна из этих идей одобрена не была.
https://twitter.com/Formula1FanZone/status/823610060035280896Свержение «короля»
В сентябре 2016 года Экклстоун официально подтвердил информацию о том, что американский миллиардер Джон Мэлоун, который является главой компании Liberty Media, готов приобрести контрольный пакет акций «Формулы-1». При этом Берни отмечал, что будущий владелец хочет оставить его у руля «Ф-1» еще на три года. В какой-то момент Мэлоун передумал и сразу после покупки чемпионата назначил на место Экклстоуна американца Чейза Кэри, а экс-руководитель «королевских гонок» получил статус почетного президента.
— Перед завершением сделки ходили разговоры о том, чтобы оставить меня генеральным директором на три года, дабы обеспечить плавный переход от одного руководства к другому, — сказал Экклстоун. — Поэтому я немного удивлен. Роль почетного президента? Я пока не понимаю, что это значит.https://twitter.com/urbanitas/status/823609773568323584
Можно бесконечно ругать Берни за последние годы правления, но за 40 лет Экклстоун сделал из «Формулы-1» чемпионат, который по степени престижности может поспорить со многими другими первенствами мира по видам спорта и даже Олимпийскими играми. Британцу удалось создать коммерчески успешный проект с доходом более 2 миллиардов долларов и одновременно зрелищную автоспортивную серию, которая полюбилась миллионам людей по всей планете.
— Я хочу, чтобы меня запомнили приветливым парнем, который все сложные вопросы решал через рукопожатие, — всегда отмечал Экклстоун.
Стратегия Liberty
Ожидается, что новые владельцы чемпионата готовят целый пакет реформ. О дальнейших планах команды Liberty Media можно судить только по различным обрывочным сведениям, которые нам любезно предоставляют иностранные СМИ:
- новые владельцы хотят расширить календарь «Ф-1». При этом отмечается, что они не собираются везти чемпионат в страны, где гонки не пользуются популярностью;
- в Liberty хотят лишить «Феррари» ее бонуса за исторический статус в размере 100 миллионов долларов ежегодно и разделить эти деньги среди других команд;
- возможно увеличение доли платных телетрансляций;
- Берни не видел смысла в привлечении молодежи к «Формуле-1» посредством социальных сетей. Нынешнее руководство считает это необходимым.
Пока мы можем только предполагать, какой именно курс возьмут новые руководители чемпионата. Однако фундамент, который заложил Экклстоун, вряд ли возможно в корне изменить.
Берни не прощается?
Сразу после продажи чемпионата появились слухи о том, что 86-летний британец в отместку новым владельцам может запустить альтернативную гоночную серию. Позже сам Экклстоун эту информацию опроверг.
— Я построил «Ф-1» и очень горжусь этим чемпионатом. Последнее, чего я хочу — увидеть, как он развалится.
То, что Берни дорожит своим детищем, вряд ли вызывает сомнения. Он полжизни руководил этой огромной автогоночной империей. Но рано или поздно Экклстоун должен был уйти: в силу возраста, обстоятельств и необходимых перемен. Какой станет «королева автоспорта» без ее «короля» — знать невозможно. Ясно одно: прежней «Ф-1» уже точно не будет.
https://twitter.com/speedy_mary/status/823618513596252160Светлана Метелкина, Sportbox.ru
- В Германии предъявили обвинения мужчинам, вымогавшим €15 млн у семьи Михаэля Шумахера
- Ферстаппен после Гран‑при Катара обвинил Расселла в обмане
- Эстебан Окон может покинуть «Альпин» до завершения сезона «Формулы‑1»
- Ферстаппен победил на Гран‑при Катара, Леклер — второй, Норрис получил штраф
- Макс Ферстаппен потерял первую стартовую позицию на Гран‑при Катара из‑за штрафа
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Катара «Формулы‑1»
- Пилот «Макларен» Пиастри выиграл спринт на Гран‑при Катара «Формулы‑1»
- «Формула‑1» продлила контракт на проведение Гран‑при Италии в Монце до 2031 года
- Андретти станет директором команды «Кадиллак» в «Формуле‑1»
- Американская команда «Кадиллак» будет выступать в «Формуле‑1» с 2026 года
- Ферстаппен высказался о четвертом чемпионском титуле в «Формуле‑1»
- Ферстаппен сравнялся с Феттелем и Простом по количеству чемпионских титулов в «Формуле‑1»
- Пилот «Ред Булл» Макс Ферстаппен стал четырехкратным чемпионом «Формулы‑1»
- Джордж Рассел — лучший по итогам тренировки в Лас‑Вегасе, пилоты жаловались на трассу и запах
- Ассоциация гонщиков «Формулы‑1» призвала главу FIA «следить за своим тоном и языком»
- Макс Ферстаппен превзошел достижение Михаэля Шумахера
- Ферстаппен одержал первую победу с июня, прорвавшись с 17‑го места на Гран‑при Бразилии, Окон и Гасли — в топ‑3
- Дождевая гонка Гран‑при Бразилии прервана из‑за аварии Колапинто
- Одна из машин «Уильямс» пропустит гонку Гран‑при Бразилии, Сайнс стартует с пит‑лейн
- Норрис выиграл квалификацию Гран‑при Бразилии «Формулы‑1» в условиях дождя, Ферстаппен не вышел в третий сегмент
- Квалификация Гран‑при Бразилии отложена до утра воскресенья
- Ферстаппен получил штраф в 5 секунд и потерял одну позицию по итогам спринта на Гран‑при Бразилии
- Норрис выиграл спринт на Гран‑при Бразилии и отыграл у Ферстаппена два очка в чемпионате
- Гонщик «Макларена» Пиастри выиграл квалификацию к спринту на Гран‑при Бразилии
- Пилот «Макларена» Норрис выиграл тренировку на Гран‑при Бразилии
- «20 секунд — это много». «Ферстаппен — о штрафе на Гран‑при Мексики
- Сайнс победил на Гран‑при Мексики, Норрис — второй, Леклер — третий
- Сайнс выиграл квалификацию Гран‑при Мексики
- Пиастри показал лучшее время в заключительной тренировке Гран‑при Мексики, Ферстаппен — 4‑й
- Гонщик «Формулы‑1» Леклер попробовал себя в роли пилота истребителя
- «Мы не в детском саду». Ферстаппен ответил на критику после борьбы с Норрисом на старте Гран‑при США
- Леклер победил на Гран‑при США, Сайнс — второй, Ферстаппен — третий, Норрис получил штраф и стал четвертым
- Норрис выиграл квалификацию Гран‑при США
- Ферстаппен выиграл спринт на Гран‑при США, Сайнс на последнем круге отобрал у Норриса второе место
- Сайнс показал лучшее время на тренировке Гран‑при США
Личный зачет
М | Гонщик | Очки |
1 | 454 | |
2 | 308 | |
3 | 305 | |
4 | 275 | |
5 | 246 | |
6 | 240 | |
7 | 122 | |
8 | 92 | |
9 | 81 | |
10 | 49 |
Кубок Конструкторов
М | Команда | Очки |
1 |
';
Ред Булл
|
759 |
2 |
';
Феррари
|
554 |
3 |
';
Мерседес
|
515 |
4 |
';
Альпин
|
173 |
5 |
';
Макларен
|
159 |
6 |
';
Астон Мартин
|
55 |
7 |
';
Альфа Ромео
|
55 |
8 |
';
Хаас
|
37 |
9 |
';
Альфа Таури
|
35 |
10 |
';
Уильямс
|
8 |
- Соперник погибшего мотогонщика снялся с соревнований, чтобы позволить тому посмертно выиграть чемпионство
- Шестикратный чемпион MotoGP Марк Маркес подписал контракт с Ducati, его напарником будет Франческо Баньяя
- Австралийский мотогонщик умер в возрасте 48 лет после болезни
- Чемпиона и лидера сезона MotoGP унесли с трассы на носилках после наезда соперника
- Марк Маркес и еще четыре мотогонщика из-за травм не выступят в гонке Гран-при Аргентины
- Работа над проектированием маршрута ралли «Шелковый путь» 2025 года уже начата, сообщил Чагин
- Один человек погиб после наезда машины на зрителей во время ралли в Ленобласти
- Четыре человека погибли в результате аварии во время ралли в Венгрии
- В аварии на ралли в Новой Зеландии погиб 15‑летний гонщик
- Страшная трагедия на «Дакаре». Мотогонщик не смог выкарабкаться после аварии
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru