Конец эпохи Экклстоуна
Новые владельцы «Формулы-1» из Liberty Media приступили к реформам в чемпионате радикально: своего места лишился многолетний глава «королевских гонок» Берни Экклстоун. Sportbox.ru подводит итоги правления британца и делает прогноз на будущее.

Восхождение на вершину
Путь Экклстоуна к элите автогоночного мира был довольно долгим и тернистым. Он много раз терпел неудачи: за рулем болидов часто попадал в аварии, а будучи спортивным менеджером видел, как его друзья гибнут на трассе. Суровые гоночные реалии пугали британца: в период с 1949 по 1972 год он не раз предпринимал попытки завязать с автоспортом… Но любовь к технике взяла свое.
https://twitter.com/BWOAHF1/status/823646090662645760В начале 70-х он приобрел команду «Брэбэм», которой руководил на протяжении 15 лет, и в результате вывел ее в число топовых коллективов «королевских гонок». В 1974 году Экклстоун, которому на тот момент было уже 44, начал восхождение по административной лестнице «Формулы-1». Вместе с бывшим гонщиком Максом Мосли он организовал Ассоциацию конструкторов «Ф-1» (FOCA), которая через несколько лет получила право на заключение контрактов по показу гонок.
https://twitter.com/f1nish/status/492955833261887488К 1995 году он становится генеральным директором компаний Formula One Management (FOM) и Formula One Administration (FOA), а также получает должность вице-президента Международной автомобильной ассоциации (FIA). Так Берни окончательно захватил власть над всеми структурами, которые связаны с «Ф-1».
Эпоха Экклстоуна
Невозможно в одной статье описать все то, что сделал Берни для «Формулы-1». Среди поклонников чемпионата вряд ли найдется человек, который помнит «королеву автоспорта» без Экклстоуна. Все, что было принято или отменено за эти годы, по большому счету — дело рук британца.
https://twitter.com/autopista_es/status/825428355088543745С приходом Экклстоуна в «Формулу-1» в первую очередь связывают развитие спонсорства: на болидах появились наклейки и надписи, рекламирующие известные и не очень торговые марки. Это привело к значительному увеличению дохода, поэтому технический прогресс в чемпионате не заставлял себя долго ждать. На настоящий момент ни одна из команд «Ф-1» не может обойтись без спонсорской поддержки: от количества инвесторов зависит не только конкурентоспособность конюшни, но и ее будущее.
https://twitter.com/Julien_F1/status/601406883723931648Согласно комментариям коллег Экклстоуна, британец всегда довольно болезненно воспринимал последствия жутких аварий во время гонок. Но в своих интервью для СМИ глава «Ф-1» зачастую не мог не отметить, что именно это привлекает серьезное внимание со стороны общественности. Однажды Берни подчеркнул, что гибель знаменитого бразильского автогонщика Айртона Сенны в 1994 году благоприятно сказалась на чемпионате:
— Его смерть вызвала огромное внимание со стороны прессы и общественности… И это было хорошо для «Формулы-1».https://twitter.com/LegenF1/status/694651978937425920
После случившегося Экклстоун и Ко вывели гонки на новый уровень безопасности. Примечателен тот факт, что с момента существования «Ф-1» до 1994 года погибли 34 пилота, а со дня трагедии в Сан-Марино случилась только одна авария со смертельным исходом — в 2014 году разбился француз Жюль Бьянки.
За время своего правления Экклстоун не раз подчеркивал, что для него в приоритете — расширение географии чемпионата. Он никогда не держался за старые автодромы, которые принимали «Формулу-1» с момента ее основания. Берни было важно рассмотреть все возможные варианты проведения гонок. В его эпоху «Ф-1» для себя открыли Бразилия, Австралия, Венгрия, Япония, Китай, ОАЭ, Бахрейн, Сингапур, Малайзия и многие другие страны. Но для нас главное то, что Берни все-таки привез «королевские гонки» в Россию:
— Деньги в этой ситуации не самая главная вещь. Россия — очень-очень-очень важная страна для нас. Мы шли к этому соглашению 30 лет. Пока я буду жив, мы будем в Сочи. Здесь проделана великолепная работа.https://twitter.com/FossettRebekah/status/757550762419511296
Экклстоун, как истинный бизнесмен, считает деньги всегда и при любых обстоятельствах. Наверняка многие помнят историю о том, как генеральный промоутер «Формулы-1» был ограблен и избит около своего дома несколько лет назад. После этого 80-летний Экклстоун сам обратился в швейцарскую компанию Hublot, чтобы сняться в рекламе часов. Кампания под названием «Посмотри, что люди могут сделать ради Hublot» получила огромную популярность, а Берни смог заработать на ней в несколько раз больше, чем у него украли.
https://twitter.com/TimezoneTweets/status/752534482817658880Критика и закат правления
В последние годы пилоты, руководители команд и рядовые фанаты «Ф-1» часто намекали на то, что «Берни пора на покой». И, наверное, это действительно так. Блестящие идеи перестали приходить в светлую голову британца, а популярность «Ф-1» уже давно потеряла былой уровень. Хотя по мнению самого Экклстоуна в этом виноваты исключительно спортивные СМИ:
— Журналисты значительно усугубляют ситуацию. Комментаторы ведут репортаж так, будто перед экранами сидят одни эксперты. Большинство поклонников «Ф-1» просто хотят приятно провести время вечером, а не слушать техническую и другую узкоспециализированную информацию.
Перечислять сомнительные предложения Берни по повышению зрелищности гонок можно довольно долго. Среди них: возможность обмениваться пилотами, введение медальной системы, искусственный полив трассы, организация субботних гонок, создание ветеранской «Ф-1» и привлечение единого поставщика моторов. Так или иначе, ни одна из этих идей одобрена не была.
https://twitter.com/Formula1FanZone/status/823610060035280896Свержение «короля»
В сентябре 2016 года Экклстоун официально подтвердил информацию о том, что американский миллиардер Джон Мэлоун, который является главой компании Liberty Media, готов приобрести контрольный пакет акций «Формулы-1». При этом Берни отмечал, что будущий владелец хочет оставить его у руля «Ф-1» еще на три года. В какой-то момент Мэлоун передумал и сразу после покупки чемпионата назначил на место Экклстоуна американца Чейза Кэри, а экс-руководитель «королевских гонок» получил статус почетного президента.
— Перед завершением сделки ходили разговоры о том, чтобы оставить меня генеральным директором на три года, дабы обеспечить плавный переход от одного руководства к другому, — сказал Экклстоун. — Поэтому я немного удивлен. Роль почетного президента? Я пока не понимаю, что это значит.https://twitter.com/urbanitas/status/823609773568323584
Можно бесконечно ругать Берни за последние годы правления, но за 40 лет Экклстоун сделал из «Формулы-1» чемпионат, который по степени престижности может поспорить со многими другими первенствами мира по видам спорта и даже Олимпийскими играми. Британцу удалось создать коммерчески успешный проект с доходом более 2 миллиардов долларов и одновременно зрелищную автоспортивную серию, которая полюбилась миллионам людей по всей планете.
— Я хочу, чтобы меня запомнили приветливым парнем, который все сложные вопросы решал через рукопожатие, — всегда отмечал Экклстоун.
Стратегия Liberty
Ожидается, что новые владельцы чемпионата готовят целый пакет реформ. О дальнейших планах команды Liberty Media можно судить только по различным обрывочным сведениям, которые нам любезно предоставляют иностранные СМИ:
- новые владельцы хотят расширить календарь «Ф-1». При этом отмечается, что они не собираются везти чемпионат в страны, где гонки не пользуются популярностью;
- в Liberty хотят лишить «Феррари» ее бонуса за исторический статус в размере 100 миллионов долларов ежегодно и разделить эти деньги среди других команд;
- возможно увеличение доли платных телетрансляций;
- Берни не видел смысла в привлечении молодежи к «Формуле-1» посредством социальных сетей. Нынешнее руководство считает это необходимым.
Пока мы можем только предполагать, какой именно курс возьмут новые руководители чемпионата. Однако фундамент, который заложил Экклстоун, вряд ли возможно в корне изменить.
Берни не прощается?
Сразу после продажи чемпионата появились слухи о том, что 86-летний британец в отместку новым владельцам может запустить альтернативную гоночную серию. Позже сам Экклстоун эту информацию опроверг.
— Я построил «Ф-1» и очень горжусь этим чемпионатом. Последнее, чего я хочу — увидеть, как он развалится.
То, что Берни дорожит своим детищем, вряд ли вызывает сомнения. Он полжизни руководил этой огромной автогоночной империей. Но рано или поздно Экклстоун должен был уйти: в силу возраста, обстоятельств и необходимых перемен. Какой станет «королева автоспорта» без ее «короля» — знать невозможно. Ясно одно: прежней «Ф-1» уже точно не будет.
https://twitter.com/speedy_mary/status/823618513596252160Светлана Метелкина, Sportbox.ru
- Автогонщик Мазепин: «Из‑за санкций был вынужден завершить свою карьеру на пике»
- «Формула‑1» продлила контракт на проведение Гран‑при Канады до 2035 года
- Хэмилтон сожалеет, что сбил сурка на Гран‑при Канады
- Стюарды Гран‑при Канады отклонили протест «Ред Булл» на действия Расселла
- Стюарды «Формулы‑1» вынесли предупреждения семерым гонщикам по итогам Гран‑при Канады
- «Очевидно, он высматривал Ферстаппена» — «Ред Булл» о протесте на действия Расселла
- «Ред Булл» подал официальный протест на действия победителя Гран‑при Канады Расселла
- Расселл выиграл Гран‑при Канады «Формулы‑1», Ферстаппен стал вторым, Норрис сошел
- Хаджар потеряет три позиции на стартовой решетке Гран‑при Канады
- Расселл выиграл квалификацию Гран‑при Канады, Ферстаппен стал вторым, Пиастри - третьим
- Представитель «Макларена» опроверг, что Трамп может сесть за руль болида команды «Формулы‑1
- Леклер не смог выступить во второй практике перед Гран‑при Канады из‑за последствий аварии
- Ферстаппен показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Канады, Леклер разбил машину
- Опубликован календарь «Формулы‑1» на сезон‑2026 из 24 этапов, гонка в Мадриде запланирована на сентябрь
- «В следующий раз принесу носовые платки». Ферстаппен — в ответ на критику со стороны Расселла
- Хэмилтон назвал Гран‑при Испании худшей гонкой за свою карьеру
- Пилот «Мерседеса» Расселл — об инциденте с Ферстаппеном: «Не знаю, что было у него на уме, казалось, что он действовал умышленно»
- Ферстаппену после Гран‑при Испании остался один штрафной балл до автоматической дисквалификации
- Пиастри стал победителем Гран‑при Испании, Ферстаппен получил штраф и занял 10‑е место
- Пиастри выиграл квалификацию Гран‑при Испании, Норрис стартует вторым, Ферстаппен — третьим
- Пиастри — лидер заключительной тренировки Гран‑при Испании
- Норрис показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Испании, Хэмилтон — третий
- Гонщика «Формулы‑1» Хэмилтона заметили с российской моделью, которую ранее связывали с украинским футболистом Мудриком
- Норрис впервые в карьере победил на Гран‑при Монако, Леклер — второй
- Болид семикратного чемпиона мира «Формулы‑1» Шумахера продан на аукционе за рекордные €16 млн
- Хэмилтон потеряет три позиции на старте Гран‑при Монако из‑за блокировки Ферстаппена
- Норрис опередил Леклера в борьбе за поул‑позицию Гран‑при Монако
- Русский гонщик установил историческое достижение в США. Аплодировали даже соперники
- Ферстаппен победил на Гран‑при Эмилии‑Романьи «Ф‑1», Норрис обогнал Пиастри в борьбе за второе место
- Пиастри выиграл квалификацию Гран‑при Эмилии‑Романьи «Формулы‑1», Цунода и Колапинто разбили болиды
- Гонщик «Формулы‑1» Норрис перестал пользоваться социальными сетями
- Пилот «Альпин» Гасли сбил кролика во время тренировки на Гран‑при Эмилии‑Романьи «Формулы‑1»
- Пиастри выиграл вторую тренировку на Гран‑при Эмилии‑Романьи «Формулы‑1»
- Сафнауэр планирует создать новую команду «Формулы‑1»
- Команда «Альпин» заменит пилота на следующие пять гонок «Формулы‑1»
- Действующий чемпион MotoGP Хорхе Мартин получил 11 переломов ребер в первой гонке после возвращения
- Действующий чемпион MotoGP получил переломы руки и ноги во время тестов на трассе в Малайзии
- Соперник погибшего мотогонщика снялся с соревнований, чтобы позволить тому посмертно выиграть чемпионство
- Шестикратный чемпион MotoGP Марк Маркес подписал контракт с Ducati, его напарником будет Франческо Баньяя
- Австралийский мотогонщик умер в возрасте 48 лет после болезни
- Дебютант чемпионата Европы по ралли 21‑летний Маттео Доретто разбился во время тестового заезда на этапе в Польше
- Экипаж Грязина и Александрова выиграл первый этап чемпионата Европы по ралли
- Чемпион «Дакара» Карякин назвал старт, где могут выступить российские гонщики после допуска FIA
- FIA оштрафовала пилота ралли за нецензурную брань на 10000 евро
- Работа над проектированием маршрута ралли «Шелковый путь» 2025 года уже начата, сообщил Чагин
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru