НБА. Деньги решают все

Антон Шатров 09 октября 2014 15:28

Обозреватель Sportbox.ru рассказывает о значимости рекламных заработков звезд НБА, которые порой намного важнее для баскетболистов, чем самые большие победы и титулы.

На вопрос, почему вы не захотели переехать в другую команду, Кармело Энтони ответил очень просто и емко: «Если бы я уехал из Нью-Йорка, то мне пришлось бы все начинать сначала». Исчерпывающая фраза, особенно, если знаешь, что речь идет совсем не о баскетболе. Большинство бизнес-проектов, с которыми завязан Кармело, базируются именно в «город грехов». Поэтому покинуть его ради Чикаго, Хьюстона или любого другого значило бы не только повысить собственные шансы на завоевание чемпионства, но и нанести урон собственному бренду, который Мело выстраивал на протяжении всей карьеры.

«Мой бизнес, желание семьи и появление в клубе Фила Джексона», — вот, по словам Мело, ключевые причины, по которым он остался в «Мэдисон Сквэр Гардэн» еще на пять лет. Именно в таком порядке, и нетрудно заметить, что к баскетболу имеет отношение лишь один и последний из представленных мотивов. Никакого открытия в этом нет — деньги решают все, а если в этом еще есть какие-то сомнения, то Энтони, которого в последнее время на всех углах упрекают в финансовом обжорстве, это просто один из примеров.

Отыгравший в лиге лишь второй год, Дэмиен Лиллард за будущий сезон получит от «Портленда» 3,3 миллиона, в то время как по контракту с обувным спонсором игрок в течение последующих 10 лет заработает 100 миллионов. Действующее максимальное соглашение Деррика Роуза с «Чикаго» принесет ему порядка 60 миллионов, а 13-летний договор с обувной компанией, подписанный с ним еще до драфта, в итоге принесет Деррику 185 миллионов. И так с любым мало—мальски видным игроком в НБА. Все основные доходы звезд приходятся исключительно на рекламные контракты, и личные вложения в сторонний бизнес.

После того, как Майкл Джордан своим примером показал, как можно одновременно добиться успеха на площадке и за ее пределами, каждый попадающий в лигу хочет быть «как Майк». При этом, в первую очередь, все задумываются не о шести перстнях, а о кроссовках со своим собственным дизайнерским логотипом, появлении в серии рекламных роликов, показываемых в прайм-тайм, доле в сети ресторанов и приглашении на светские мероприятия.

Значит ли это, что сама игра в баскетбол отошла на второй план? Скорее, да, чем нет. Современная НБА это, в большей степени, лига рекламных рынков: Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Окленд — клубы из этих городов находятся среди фаворитов лиги отнюдь не потому, что у них хорошие игроки, а потому, что они могут позволить себе им платить хорошие деньги за счет самоокупаемости, заполняемости трибун, рекламы. А главное, предоставляют баскетболистам развивать свой частный бизнес в заранее успешном сегменте финансового рынка.

Юридический отдел «Чикаго» принимал непосредственное участие в покупке Дерриком Роузом части акций сети чикагских пиццерий «Джиордано» не просто из одолжения. Это еще один из способов продления с Роузом долгосрочного сотрудничества. Игроку после шести лет тяжело будет покинуть клуб, где о нем заботились в течение всего этого времени, и город, где он родился, ходил в школу, где живут его родственники, где у него свой бизнес.

По той же причине трансфер Кевина Дюранта в «Вашингтон» в 2016-м обсуждался этим летом особенно тщательно. Слова Дюранта о том, что он считает возвращение Леброна Джеймса в Кливленд великолепным стратегическим шагом, и был бы не против, последовать его примеру, стали лишь вступлением. Основной подоплекой были переговоры Кевина и компании «Under Armour», предложившей игроку индивидуальное соглашение размером 281 миллион на 10 лет.

Удивительно, но один из самых крупных рекламных контрактов не был главным козырем «Under Armour». Решающим доводом стали ее месторасположение (соседний с Вашингтоном Балтимор) и популяризация бренда в столице и прилегающих к ней территорий. Уличные турниры, постройка площадок, дотационная программа для спортсменов-инвалидов, эта и другая деятельность, проводимая под эгидой «Under Armour», стала причиной предметного интереса Дюранта.

Быть домашним героем в молодой, перспективной команде из города с прогрессирующим рекламным рынком лучше, чем надеяться на очередной ренессанс в «Оклахоме». На данный момент Вашингтон занимает шестое место среди наиболее динамично развивающихся городов в США. Сезонные абонементы на «Уизардс» четвертые по дешевизне среди клубов с крупным рекламным рынком, что позволит привлечь большую публику. У команды одна из лучших задних линий в лиге: Уолл — Бил, а Восточная конференция даже с «Кливлендом» и «Чикаго» все лучше, чем Дикий Запад.

Все это очень веские доводы, но «Nike» не мог позволить себе потерять одного из элитных баскетбольных клиентов, особенно с учетом регресса Коби Брайанта, чей бренд, по сравнению с прошлым годом, подешевел на четыре миллиона и теперь занимает в списке «Forbes» всего лишь восьмую строчку. К слову, на первое место взобрался Леброн Джеймс, потеснивший гольфиста Тайгера Вудса. В итоге «Nike» сделал Кевину предложение, от которого тот просто не смог отказаться — 350 миллионов за 10 лет. И после этого еще есть те, кто думает, что НБА это только лишь профессиональная спортивная лига?

Нет, это лига бизнесменов. С той лишь разницей, что их акции растут, когда они демонстрируют хороший результат. Причем под ним подразумевается не обязательно чемпионство. Можно просто быть на виду в мусорной команде, чтобы получать чеки от рекламщиков. Например, как Кевин Лав от обувного спонсора «361 Degree». Или вообще ничего не делать, как Гилберт Аринас, который до сих пор получает деньги от «Adidas» и плату по контракту от «Орландо». Не сыграв ни одного официального матча в прошлом сезоне, «агент Зеро» заработал 22 миллиона долларов.

Рассуждать о том, насколько такие изменения влияют непосредственно на баскетболиста и человека, мне кажется бессмысленно, поскольку единственно верного «нет» или «да» не существует. Точно так же, как каждый игрок не может обладать врожденной психологией победителя, как Джордан или Брайант.

Просто для одних игроков очевидные бизнес решения и уже имеющиеся достижения более весомы, нежели возможность попробовать добиться большего, а для других стремление к новым горизонтам это неотъемлемая часть индивидуальности, и не важно касается дело игры в баскетбол или экономических вложений.

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх