Футбол: Двенадцатый игрок. Часть вторая
За последние годы посещаемость российских стадионов выросла в разы, а шумовая и визуальная поддержка превратились в целое искусство, которому посвятили себя тысячи людей. Решив воспользоваться летней паузой в турнире, Sportbox.ru дает комплексную оценку двенадцатому игроку каждой из команд премьер-лиги. Чьи трибуны поют звонче и смотрятся ярче? Какие стадионы заполняются лучше других? И кто отличается не только громким голосом, но и примерным поведением?
Напомним, что мы разбили команды на две группы в алфавитном порядке и оценили их болельщиков по четырем ключевым параметрам - шумовая поддержка, визуальная поддержка, посещаемость и поведение. Группу под номером один мы детально рассмотрели в первой части нашего исследования. Теперь настало время для второго блока, в котором тяжеловесов тоже хватает!
"РУБИН"
Шумовая поддержка – 3
Визуальная поддержка – 3,5
Посещаемость - 3,5
Поведение – 4,5
У болельщиков "Рубина" есть все необходимое, чтобы стать сильным фан-движением. Их любимцы - единственный клуб в городе, который, к тому же, в последнее время добивается высоких результатов, будет играть в Лиге чемпионов и имеет в своем распоряжении неплохую арену. Странно, почему при всех этих многочисленных преимуществах болельщик не идет на стадион. На матчи с середняками приходит по 10-11 тысяч, на топовые клубы еле-еле набирается 20 тысяч (и то главным образом благодаря фанатам гостей). Тем не менее, казанские "ультрас" стараются не унывать и совершенствуются как в визуальной, так и в шумовой поддержке, своевременно реагируя остроумными баннерами на различные события.
Особых проблем своему руководству фанаты "Рубина" вроде бы не создают. И все же неприятные эпизоды с участием казанских фанатов время от времени случаются. При всей интеллигентности болельщиков чемпионов России-2008, отношения с милицией у них также складываются непросто, что не позволяет считать их твердыми "пятерышниками".
"САТУРН"
Шумовая поддержка – 2
Визуальная поддержка – 4
Посещаемость - 2
Поведение – 4
Про таких говорят: мало нас, но мы в тельняшках. В плане "перфоманса" подмосковные фанаты за последние годы здорово прибавили. Если раньше акции носили эпизодический характер, то теперь чуть ли не в каждом матче посредством баннеров и растяжек "ультрас" из Раменского выражают свою позицию. За это их и уважают другие болельщики. Отсюда же - и немногочисленные конфликты с правоохранительными органами. Минусы фан-движения "инопланетян" очевидны - невысокая посещаемость не позволяет им соревноваться с конкурентами как в плане пения, так и в масштабе своих акций.
"СПАРТАК" (Москва)
Шумовая поддержка – 4,5
Визуальная поддержка – 5
Посещаемость – 4
Поведение – 2,5
Многие говорят, что в 2005 году именно болельщики "Спартака" задали тон современному ультрас-движению в России. Доля истины в этих словах есть, хотя поклонники "Зенита" могут и поспорить. В оформлении трибун и визуальной поддержке фанатам "Спартака", пожалуй, равных нет. Предматчевые шоу поражают своим размахом и красотой, а когда в дело вступает пиротехника, то и вовсе ощущаешь себя, словно где-нибудь в Италии.
Красно-белая братия способна до отказа заполнить чашу "Лужников". Вот только в последнее время это происходит только на матчах с принципиальными соперниками, а вот на проходных играх аншлагов ждать не приходится. Не идут фанаты "Спартака" на "Химки" и "Томь" - и все тут. Так что у болельщиков клубов-соперников есть прекрасный повод бросить камень в красно-белый огород – мол, чем хуже результаты команды в чемпионате, тем меньше народа собирается на трибунах. Обидно, конечно, но статистика – штука упрямая.
Что с поведением? Нецензурные баннеры и кричалки, драки с болельщиками других команд, проблемы с милицией – все это (не без "помощи" СМИ) создало не самый привлекательный образ среднестатистического фаната народной команды. Лидеры фан-движения изо всех сил стараются откреститься от дурной славы, давая многочисленные интервью и устраивая внутренние разборки. Однако инциденты продолжают случаться, хотя и значительно реже, чем раньше.
"СПАРТАК" (Нальчик)
Шумовая поддержка – 3
Визуальная поддержка – 1,5
Посещаемость – 3,5
Поведение – 2
Болеют в Нальчике своеобразно, но, надо признать, неплохо. С шумовой поддержкой у южного "Спартака" все в порядке. "Красно-белые джигиты", как фанаты кабардинского клуба сами себя называют, выбрали альтернативный путь боления с эдаким кавказским колоритом. Что ж, кому-то это нравится. Странно только, что в последнее время поклонники нальчикского клуба не могут заполнить свой 15-тысячник. На рядовые игры приходит по 8-9 тысяч человек, а матчи с лидерами собирают от силы 11 тысяч. Вероятно, это связано с не самыми высокими результатами команды, которая из года в год не помышляет ни о чем, кроме борьбы за выживание. А ряд "странных" поражений в конце сезона-2008 и вовсе едва не рассорили кумиров и поклонников.
Проблем местным милиционерам фанаты Нальчика не создают. Зато с лихвой достается приезжим болельщикам, а иногда и судьям. Истории с камнями, бутылками и другими вещами, летящими в неугодных людей, помнят все. Однажды досталось даже Олегу Блохину, в которого меткая кабардинская рука "запулила" яйцо. Понятно, что словом обидеть можно сильнее, чем делом. Однако прямая угроза безопасности участников матча – более серьезный проступок, чем условный баннер.
"ТЕРЕК"
Шумовая поддержка – 2
Визуальная поддержка – 1
Посещаемость – 4
Поведение – 3
Дела в Грозном обстоят так же, как и в Нальчике – много шума, мало организованности. Хотя у фанатов "Терека" процесс боления организован чуть хуже, чем у их "коллег" из Нальчика. Зато нет проблем с посещаемостью: на домашних матчах стадион не умолкает, а на выездных (особенно в Москве) поддержку обеспечивает внушительная диаспора. Их песни далеко не всегда встречают понимание со стороны местного населения, но эта тема достойна отдельного исследования, выходящего за рамки как футбола, так и спорта вообще.
"ТОМЬ"
Шумовая поддержка – 2
Визуальная поддержка – 1
Посещаемость – 3
Поведение – 5
Болельщиков "Томи" можно сравнить с фанатами "Амкара". Разве что масштабы местного фан-движения поскромнее да людей на стадион ходит меньше. Сейчас "Томь" испытывает серьезные финансовые трудности, и само существование клуба находится под угрозой. Поэтому именно сейчас, в столь сложный момент, болельщики должны проявить себя, тем более что именно они представляют в премьер-лиге всю Сибирь.
"ХИМКИ"
Шумовая поддержка – 2
Визуальная поддержка – 2,5
Посещаемость – 2
Поведение – 4
В первом дивизионе фан-движение "Химок" считалось весьма сильным и уважаемым. Команду поддерживали не только жители одноименного города, но и болельщики московских клубов, живущие на севере столицы. Но когда команда оказалась в премьер-лиге, фанаты к этому почему-то оказались не готовы. Московский десант болеть за чужой клуб перестал, а новые лица на трибунах появляются редко. Не помог и красавец-стадион "Арена-Химки". Тем не менее, иногда химчанам удаются неплохие визуальные акции, но малое количество людей на трибунах не позволяет развернуться по-настоящему. К тому же, перед началом сезона "Химки" едва не приказали долго жить, что тоже не добавило команде популярности.
ЦCKА
Шумовая поддержка – 4
Визуальная поддержка – 4,5
Посещаемость – 3
Поведение – 3,5
Армейцы по качеству боления могли бы соперничать с московским "Спартаком" и "Зенитом", но всякий раз им чего-то не хватает. В первую очередь это людские ресурсы Если на поединок с лидером чемпионата у армейцев приходит столько же фанатов, сколько у "Спартака" - на рядовой календарный матч, то о каком соперничестве можно говорить? С другой стороны, поют фанаты ЦСКА здорово, особенно в последнее время, визуальные акции тоже впечатляют. А в чем им действительно нет равных, так это в производстве колких баннеров в адрес соперников. Натерпелись же фанаты красно-белых от армейцев, когда длилась та самая черная серия!
В свое время в вопросах "траблмейкинга" (от англ. troublemaking - "создание проблем" - прим.Sportbox.ru) болельщики ЦСКА шли впереди планеты всей. Но в последнее время красно-синие успокоились и лишь изредка в небольших городах на кубковых матчах случаются потасовки с "туземцами" или милицией, словно возвращающие всех назад в лихие 90-е.
Дмитрий Зеленов, Sportbox.ru
ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА (по среднему баллу)
1. "Зенит" - 4,25
2. "Спартак" (Москва) - 4
3-4. "Кубань" - 3,875
3-4. "Локомотив" - 3,875
5. ЦСКА - 3,75
6. "Рубин" - 3,625
7. Крылья Советов" - 3,5
8-9. "Амкар" - 3,25
8.9. "Динамо" - 3,25
10-11. "Ростов" - 3
10-11. "Сатурн" - 3
12. "Томь" - 2,75
13. "Химки" - 2,625
14-15. "Спартак" (Нальчик) - 2,5
14-15. "Терек" - 2,5
16. "Москва" - 2
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru