Три билборда Эда Вудворда. Как «Манчестер Юнайтед» стал футбольной пустышкой

Глеб Томашевский 27 ноября 2021 14:11

«Красные дьяволы» уволили Уле-Гуннара Сульшера и пригласили Ральфа Рангника. Только вот корень проблемы вовсе не в тренере, а в руководстве.

У «Манчестер Юнайтед» много общего с московским «Спартаком». И дело не только в красно-белых цветах и богатой истории. Оба клуба страдают от одной и той же беды — руководителей. Все то время, что «МЮ» владеют американцы Глейзеры, их ставленнику Эду Вудворду сильно достается от английской прессы. Все потому, что его действия направлены не на футбольные результаты, а лишь на извлечение прибыли. Второе хорошо, когда есть первое — в противном случае общественность имеет полное право выражать недовольство, подозревая, что ее обворовывают.

Открыть видео

В конце года Вудворд покинет свой пост, однако радоваться болельщикам «Юнайтед» не стоит. Его место займет Ричард Арнольд, другой член совета директоров, которого тоже недолюбливают. Да и Вудворд окончательно из клуба не уйдет. Он должен стать советником Глейзеров, у которых по-прежнему пользуется большим доверием.

Деньги

Несколько дней назад главный футбольный обозреватель Daily Mail Оливер Холт обрушился с критикой на Глейзеров и Вудворда. Впрочем, это не новость, а рядовой случай: собака покусала человека, а не человек — собаку. Другое дело, в каком тоне написан материал. Кажется, у одного из самых известных газетных авторов Англии здорово накипело:

— Они высасывают деньги из «Юнайтед», как пиявки. Их больше беспокоит счет в банке, чем игра команды. Они превратили клуб, считавшийся лучшим в мире, в посмешище. Не имеет смысла высказываться дипломатично. Люди, управляющие «МЮ», некомпетентны.

У Глейзеров и Вудворда отлично получается зарабатывать на «Юнайтед». По данным компании Deloitte, в нынешнем году прибыль «Манчестера» составила 580,4 млн евро: это четвертый показатель в мире и первый в Англии. Оно и понятно: имидж «красных дьяволов», а также грамотно выстроенная вокруг команды мифология позволяет делать деньги практически из воздуха. Так, еще в конце сентября, по некоторым оценкам, клуб заработал около 193 млн евро на продажах футболок Криштиану Роналду. Эта сумма на тот момент в два раза превышала доход «ПСЖ» от футболок Лионеля Месси.

Ностальгия

Однако главный экономический ресурс «Юнайтед» — не настоящее, а прошлое. В эпоху, когда все развивается в ускоренном темпе, ностальгия становится сильнейшим чувством и, как следствие, великолепным маркетинговым инструментом. Ностальгия помогла победить на выборах Дональду Трампу и до сих пор удерживает многие политические режимы. Что уж говорить о том, как легко продать ее футбольным болельщикам, которые умеют ценить славное прошлое.

Многие помнят, как «МЮ» играл в эпоху расцвета, как завоевывал трофеи Лиги чемпионов и английские титулы. В эту логику вписывалось и назначение на пост главного тренера Уле-Гуннара Сульшера, и терпимость, с которой долго воспринималась его работа. «Манчестер» заставил всех поверить в то, что у него особый путь и что существует некая историческая преемственность. Сначала был Мэтт Басби, который поднял «МЮ» на новый уровень, регулярно выигрывал лигу и завоевал в 1968-м Кубок европейских чемпионов. После него случился временный откат, пока команду не возглавил Алекс Фергюсон. Естественно, теперь, когда рядовой болельщик оглядывается назад, он видит в этом знак судьбы, а в седом шотландце с жвачкой во рту — пророка, посланного свыше. Клуб же, пользуясь множеством доступных в наши дни медиаканалов, только утверждает подобное мировоззрение.

«Юнайтед» опять ждет мессию. Кто-то видел его в Сульшере, хотя теперь уже понятно, что шансов у того не было. Некоторые, впрочем, до сих пор находят в долгой и бесплодной работе норвежца определенные плюсы. Есть, например, мнение, что он как раз вернул «Манчестер» на тот самый особый путь, с которого клуб сбился, нанимая в тренеры Луи ван Гала или Жозе Моуринью.

Спортивный менеджмент

Однако особый путь «Юнайтед» сегодня вовсе не в том, чтобы найти «нового Фергюсона». Провальная селекция — результат неверных ориентиров. Ярчайший пример — Криштиану Роналду. Заключив контракт со звездным португальцем, Вудворд, сам того не подозревая, подписал приговор Сульшеру. Если у норвежца и имелись какие-то игровые наработки, то с приходом Роналду все они рухнули. Примерно то же самое было с Полем Погба. Руководители спортивного отдела, кажется, даже не задавали себе вопрос: а впишется ли француз в состав?

Отсюда же вытекали и предыдущие тренерские назначения. Дэвида Мойеса еще хотя бы выбрал сам Фергюсон, а вот последующие решения явно принимались с одной целью — взять кого-нибудь с именем. Увы, ни Вудворд, ни Арнольд, ни кто-либо еще не обращали внимания на тот факт, что приглашают специалистов на спаде, которые уже не вписываются в тренды современного футбола. Ван Гал и Моуринью были звездами, которые в медийном плане соответствовали статусу «Юнайтед», но в игровом команда все больше превращалась в пустышку. При Сульшере «МЮ» иногда выдавал хорошие отрезки, но вряд ли это можно поставить в заслугу тренерскому штабу, у которого верхом тактической мысли было «зеркалить» схемы топ-соперников.

Последнее решение — верное?

Ориентированность на прибыль, эксплуатация прошлых побед и приглашение звезд с целью пиара — три рекламных билборда Эда Вудворда, с помощью которых он сделал из «Юнайтед» мощнейшую медийную платформу и абсолютно безыдейную команду. Однако под занавес своего правления функционер провернул сделку, которая может все изменить. Он доверился Ральфу Рангнику.

Вудворд знаком с «крестным отцом контрпрессинга» довольно давно и неофициально нередко советовался с немецким специалистом. Но теперь у них есть контракт: Рангник доводит «красных дьяволов» до конца сезона, а затем на два года становится в клубе консультантом. В Англии это решение по большей части воспринимают с оптимизмом. Мол, наконец-то, «Манчестер» нанял тренера, который способен поставить современный футбол.

Большую оду Рангнику в газете Independent написал обозреватель Мигель Делэйни. Он отмечает: главный плюс прихода немца заключается в том, что он неизбежно влечет за собой культурные изменения. Рангник «меняет мышление» всех работающих в клубе людей. Его система тотальна и полностью завязана на принципах своего создателя, поэтому ржавой и косной идеологии «Юнайтед», которая насаждалась в последние годы, придется потесниться, уступив место чему-то принципиально новому.

https://twitter.com/MiguelDelaney/status/1464171612631097344

Изменится не только спортивный менеджмент. Речь и о тренировочном процессе, хотя по сравнению со всем остальным это кажется мелочью. Рангник придерживается принципа «хочешь играть быстрее — думай, а не бегай быстрее». Его фирменным упражнением на тренировках считается следующее: группа игроков, владеющая мячом, должна забить за 10 секунд, а группа без мяча — отобрать его за 5 секунд. Временной счетчик призван давить на нервы. Таким образом Рангник вырабатывает у подопечных рефлексы. Алекс Цорнигер, который был помощником Ральфа в «Лейпциге», рассказывает:

— Это все завязано на идеях рефлексологии, как в эксперименте с собакой Павлова. Если ты соображаешь быстрее, чем соперник, то быстрее разберешься в ситуации. Все происходящее должно быть для тебя как бы в замедленном показе. В итоге действия при потере мяча становятся привычкой, а привычка — второй натурой.

На словах звучит замечательно, но есть сомнения. Как, например, заставить прессинговать Криштиану Роналду, который уже давно отвык от беговой работы? На это Делэйни отвечает: португалец — профессионал и будет делать то, что скажет ему тренер, тем более такой авторитетный. Физических кондиций должно хватить —  неспроста же его называют образцовым атлетом. С Погба уже сложнее, хотя и его можно вписать в командную игру — получилось ведь это у Дидье Дешама в сборной Франции. Наконец, главный аргумент Делэйни в том, что игроки «Юнайтед» изголодались по качественным тренировкам и будут открыты к нововведениям Рангника.

Увы, Делэйни, кажется, совсем не интересовался российскими делами Ральфа. Если бы он поподробнее взглянул на то, как тот действовал в «Локомотиве», он мог бы крепко призадуматься, стоит ли так уж рьяно радоваться выбору Вудворда. Прежде всего Рангник — точно не кризисный менеджер, как, например, Гус Хиддинк. Его подход — это годы кропотливой работы, и первое, что немец делает, приходя в новый клуб, — ломает все прежние принципы. На примере «Локомотива» можно видеть, что в краткосрочной перспективе это вызывает у команды довольно серьезный спад, даже несмотря на приобретение довольно качественных игроков. Получается, «МЮ» готов пожертвовать как минимум этим сезоном, чтобы в будущем с помощью Рангника выйти на новый уровень. 

Открыть видео

Смущает немного и то, как Рангник поступил с «Локо». Немец накупил игроков на солидную сумму, привел своего тренера и менеджеров, а затем сорвался с места и уехал в Англию — да еще в тот момент, когда команда вошла в пике. Подобное поведение не красит делового человека, который к тому же затеял глобальную перестройку. Получается, теперь проект железнодорожников брошен на произвол судьбы? Все-таки он был завязан на авторитете и имени Рангника. Где гарантия, что немец не поступит так же с «Манчестером»? 

***

Руководство «красных дьяволов» все эти годы работало на то, чтобы развивать клубный бренд. Приход Рангника — чуть ли не первое решение Вудворда, направленное исключительно на развитие футбольной составляющей. Сработает или нет — все еще вопрос. Но радует, что клуб хотя бы сделал попытку посмотреть в будущее и наполнить игру каким-то содержанием. Пусть, как всегда, и запоздал с решением на несколько лет.

Читайте также:

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Чего в долгосрочной перспективе добьется Ральф Рангник в "Манчестер Юнайтед"? 904
Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх