15 лет топтания на месте. В чем причины отставания российского футбола

Глеб Томашевский 05 марта 2020 19:06

Президент РФС Александр Дюков, отвечая на днях на вопросы журналистов в студии «Матч ТВ», констатировал, что «с точки зрения спортивной составляющей Российская Премьер-лига за 15 лет практически не изменилась. Пока мы стоим на месте, ведущие европейские футбольные страны уходят вперед». По каким параметрам мы отстаем, функционер не уточнил. Попробуем выделить некоторые из них самостоятельно.

Количество и качество футболистов

В своем знаменитом интервью «Медузе» Арсен Венгер удивлялся: как же это, Россия — такая большая страна, а хороших игроков в ней можно пересчитать по пальцам… Что тут скажешь: мсье — не первый, кто обращает внимание на это несоответствие величин. Многие футбольные деятели отмечают, что у нашей страны есть большой потенциал. Так, после чемпионата мира-2018 Джанни Инфантино восторженно говорил:

— Наследие чемпионата мира выводит Россию в топ футбольных стран. Всё, что здесь построено, рассчитано на будущее. И россияне могут не сомневаться: футбол не уйдет из этой страны.

С тех пор прошло почти два года, но мало что изменилось. Проблема в том, что одной инфраструктурой дело не решается. В России испокон веку всё печально с детским футболом. Школ мало, талантливых скаутов — тоже. Системной работой в индустрии и не пахнет. Так откуда взяться игрокам? Не факт, что тот же Александр Головин уехал бы в итоге в «Монако», если бы судьба в свое время не свела его с тренером Слуцким. И не факт, что ходили бы сейчас слухи об интересе «Ювентуса» к Алексею Миранчуку, если бы его не разглядел в молодежке европеец Славен Билич. К сожалению, пока все успехи российской футбольной школы выглядят случайностями.

Ювентус — Локомотив. 0:1. Алексей Миранчук

Зрительская вовлеченность

Нет больших игроков — нет и зрительского интереса. Потребитель, отдающий за билет свои кровные Х рублей, хочет видеть шоу, а не унылое пинание мяча: с таким же успехом можно наблюдать за дорожными работами. Нет ничего удивительного, что средняя посещаемость матча Тинькофф РПЛ в нынешнем сезоне  — всего 17 555  человек. Больше собирает даже последняя команда Серии А СПАЛ — 21 тысячу. Недавно по этому поводу высказался всё тот же Леонид Слуцкий: 

— Я немного отвык играть на большом, но пустом стадионе. Это немного странные ощущения. 
Пустые трибуны — частое явление в чемпионате России / Фото: © Михаил Уточкин

У нас же даже большинство топ-клубов вынуждено бороться за каждого зрителя. «Локомотив» и ЦСКА не всегда в состоянии заполнить стадион даже на больших матчах. «Краснодар», «Ростов» и «Спартак» в среднем продают на домашних матчах чуть больше половины мест. Единственный клуб, который не испытывает проблем с посещаемостью, — «Зенит». Средняя заполняемость его стадиона — 70 процентов. Сейчас клубы начинают пытаться завлекать зрителей различными предматчевыми мероприятиями, но в один момент результат не придет. Да и качество футбола — все еще важный фактор.

Конкурентоспособность регионов

«Столичность» нашего чемпионата — еще один большой минус. Да, есть в России «Краснодар» и «Ростов», но первые — приятное исключение, а вторые постоянно влипают в проблемные ситуации финансового характера. Стабильно задержаться наверху у ростовчан не получается. Все остальные команды, борющиеся за высокие места, представляют центр. Ведь Санкт-Петербург — тоже столица. В то же время в Англии, Германии или Италии на первых ролях зачастую оказываются команды с периферии («Бавария», дортмундская«Боруссия», «Лейпциг», туринский «Ювентус», миланский «Интер», «Манчестер Сити», «Манчестер Юнайтед», «Ливерпуль»...). Понятно, что страна у нас большая, и обеспечить равномерное развитие всех ее субъектов чрезвычайно сложно. Но тогда нужно что-то придумывать, ведь ситуация страшная.

Нестоличные клубы России мрут как мухи. Истории «Тосно», «Амкара», курского «Авангарда» заставляют задуматься о системных проблемах в сфере управления. Большинство команд так или иначе спонсируются региональными или муниципальными структурами, которые могут в любой момент просто перестать давать деньги. А найти спонсоров в условной Перми для местной команды — задача, мягко говоря, не из легких.

https://twitter.com/fctosno/status/1235247394155048960

Бизнес

Проблема в том, что у нас до сих пор нет бизнес-традиций в футболе. В данный момент полностью частным проектом можно считать, пожалуй, лишь «Краснодар», который поднял Сергей Галицкий. Можно было бы теоретически отнести сюда и «Спартак», однако надо понимать, что генеральный спонсор команды «Лукойл» — нефтяная компания, а нефтяные компании тесно связаны с госструктурами. ЦСКА теперь тоже не имеет права называться частным клубом — несколько месяцев назад Евгений Гинер за долги передал более 50 процентов акций ВЭБ.РФ — государственному инвестиционному банку. Наконец, больная тема для многих любителей российского футбола — «Сочи». Владелец бывшего «Динамо Санкт-Петербург» — Борис Ротенберг. Технически можно считать южный клуб частным предпринимательским проектом. Но на деле слишком уж много у «Сочи» связей с «Зенитом», чтобы можно было называть этот клуб самостоятельной единицей на футбольном рынке.

Краснодар — Сочи — 3:0. Голы и лучшие моменты

Управление

Управленческий аспект вообще в России хромает. Талантливых менеджеров, которые могли бы выводить клубы на новый уровень, катастрофически не хватает. Вызывает вопросы всё: от работы с болельщиками до трансферной политики... Наши клубы научились иногда покупать игроков, но не продавать. А ведь это могло бы стать одной из главных статей доходов для большинства команд, как это происходит в других слабых чемпионатах. Какое-то время успешно отправлял в Европу своих футболистов ЦСКА. Но то были легионеры, которых армейцы всего лишь перепродавали — Думбия, Муса, Вагнер… Тут всё снова упирается в расшатанную и покореженную систему детского футбола. Скауты не находят, тренеры не выращивают, интереса к футболу нет — вот и продавать некого. А тут еще и лимит, и зарплаты. В общем, замкнутый круг. Вот и получается, что для нас каждый переход российского футболиста в топ-чемпионат подобен празднику. 

https://twitter.com/TeamRussia/status/1022870437796175872

***

Александр Дюков не хочет слышать слово «деградация» применительно к российскому футболу. «Не надо так жестко», — попросил он, когда ему напомнили о том, что ни одна наша команда не прошла в весеннюю часть еврокубков. Хочется верить, что самому Дюкову хватит жесткости, чтобы начать выправлять ситуацию. Впереди новый лимит, возможное расширение лиги до 18 команд и всего 2 клуба в Лиге чемпионов. И не очень понятно, почему все эти годы лига стояла на месте, пока другие развивались. Проще говоря, на что ушли последние 15 лет?

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 21 511 645 338 28 158 14 863 
 Краснодар Краснодар 18 049 541 486 23 622 12 476 
 Спартак М Спартак М 17 489 524 694 15 285 19 693 
 Ростов Ростов 11 638 349 169 12 780 10 497 
 Факел Факел 10 372 311 183 11 777 8 967 
 Балтика Балтика 9 760 292 811 11 241 8 279 
 Динамо М Динамо М 11 280 338 429 11 132 11 429 
 ЦСКА ЦСКА 12 282 368 465 9 570 14 993 
 Урал Урал 8 864 265 938 9 077 8 651 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 606 288 181 8 813 10 398 
 Локомотив Локомотив 10 631 318 955 8 322 12 940 
 Пари НН Пари НН 8 402 252 074 7 977 8 827 
 Рубин Рубин 7 993 239 797 6 956 9 029 
 Сочи Сочи 7 152 214 583 4 943 9 362 
 Ахмат Ахмат 7 181 215 435 4 857 9 504 
 Оренбург Оренбург 6 374 191 220 4 073 8 674 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх