Поле чудес в стране дураков

Обычно закрытая для посторонних глаз и ушей финансовая тема медленно, но уверенно выходит на первый план: российские футбольные клубы поставлены перед необходимостью структурировать бюджеты.

Причина на поверхности: ослабление рубля к мировым валютам, доллару и евро, провоцирует раздувание основной расходной статьи, связанной с выполнением контрактных обязательств. Как бы ни секретили клубы эту сторону своей насыщенной жизни, главное-то не скроешь: значительная доля личных контрактов футболистов и тренеров РФПЛ заключается именно в валюте, которую принято считать твердой.

В последнее время она, подлая, затвердела настолько, что клубные бухгалтерии хватаются за головы: прямые расходы выросли фактически на треть, тогда как доходная часть, и без того скромная, в лучшем случае заморожена. Каждый евро или доллар, прописанный в контрактах, требует теперь повышенного рублевого обеспечения, а права печатать рубли у клубов, к их огромному сожаления, пока нет.

Умничать на эту тему можно бесконечно долго (чем околофутбольная общественность обычно и занимается), но ведь никуда от нее не уйти. Тем более что и сами клубы уже публично выразили озабоченность — по крайней мере, некоторые из них. Леонид Федун, например, председатель совета директоров и основной владелец «Спартака», который считает, что «расходы как минимум пяти клубов премьер-лиги вырастут в полтора раза» (пяти самых богатых, стоит уточнить, самых и без того щедрых, которые на контрактах не особо экономят). Или гендиректор ЦСКА Роман Бабаев, который как раз умеет считать деньги (и ЦСКА, и Бабаев).

У «рублевых» клубов другие трудности: на них начинают давить моральные обязательства, потому что вместе с рублем падает и уровень жизни футболистов, которые ни в чем не привыкли себе отказывать. Хотя, например, гендиректор «Уфы» Шамиль Газизов не видит причин для паники: «В нашем клубе все зарплаты исчисляются в рублях, и не по текущему курсу, а по тому, который был на момент заключения контракта. Клуб в такой ситуации не страдает, а в определенном смысле страдают игроки. Но у нас нет разницы между российскими игроками и иностранцами, все получают свои деньги в рублях»…

***

Стоит вспомнить, что пять лет назад, на пике мирового финансового кризиса, гром уже гремел, а мужики крестились.

Валерий Карпин, управлявший тогда финансами «Спартака», уверял, что трудности клуба не коснулись благодаря президенту Федуну. Тот же Роман Бабаев сетовал на дополнительные проблемы, связанные с привлечением спонсоров, которые «думают не о рекламе, а о том, как устоять на ногах».

Зато президент «Амкара» Валерий Чупраков, например, был олимпийски спокоен, потому что «…у „Амкара“ никогда не было большого бюджета, и нам не привыкать жить в условиях экономии. Мы строго следим за расходами и сокращаем затраты в тех отраслях, где они не нужны, чтобы команда была в более выигрышном положении. Можно говорить о снижении трансферной активности и более тщательной селекции. Грамотное управление и правильное расходование средств поможет нам достойно завершить сезон»…

***

С точки зрения циника кризис-2014 к футболу России не должен иметь никакого отношения.

У богатых («Спартак», «Динамо», «Краснодар») денег куры не клюют, придатки монополий («Зенит», «Локомотив») решат вопросы с хозяевами, которые в них души не чают, рачительные (ЦСКА) напрягутся, но виду не покажут, бюджетники («Терек», «Рубин») договорятся с местными властями… Ну и остальные как-нибудь выгребут, тем более что бюджеты на 2015-й финансовый как раз сейчас, в ноябре, и верстаются. В этом смысле клубам повезло, конечно, — есть простор и время для маневра; если бы петух клюнул где-нибудь в апреле-мае, когда бюджеты уже давно в ротации, проблем было бы в разы больше.

С точки же зрения здравого смысла новый уровень проблем должен, просто обязан спровоцировать и новый уровень их оценки, их понимания: в какой системе координат пытается развиваться футбол России?

Нужно плотно, уже в совершенно реальном контексте, задуматься о наступлении эры финансового fair play. О сильно перегретом рынке и неумеренных аппетитах его участников. Об оздоровительном эффекте «потолка зарплат», особенно для молодых игроков, которые, едва научившись завязывать шнурки на бутсах, хотят всего и сразу. О том, что в футбол играют все же не деньги, а люди, и миллионные контракты — уж точно не гарантия успеха.

О том, в конце концов, что футбол — не государство в государстве со своими правилами жизни, эксклюзивной моралью и персональной экономикой, а всего лишь игра для народа, которую он, народ, в сущности, и финансирует.

Самое подходящее время для перезагрузки. Жизнь заставляет.

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 27 279 409 192 37 729 18 135 
 Краснодар Краснодар 21 835 327 535 28 330 14 413 
 Спартак Спартак 21 284 319 270 20 368 22 331 
 Балтика Балтика 13 923 208 846 18 133 10 239 
 Рубин Рубин 12 726 190 891 15 929 9 065 
 Динамо Динамо 15 786 236 799 15 866 15 694 
 ЦСКА ЦСКА 16 572 248 582 15 700 17 567 
 Локомотив Локомотив 14 714 220 724 12 810 16 381 
 Ростов Ростов 13 971 209 571 12 403 15 343 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 797 146 959 9 520 10 039 
 Акрон Акрон 8 222 123 335 6 038 10 133 
 Сочи Сочи 8 753 131 303 5 848 11 295 
 Динамо Динамо 9 068 136 031 5 719 12 896 
 Оренбург Оренбург 8 263 123 957 5 218 11 744 
 Ахмат Ахмат 7 677 115 166 4 628 10 345 
 Пари НН Пари НН 7 761 116 417 3 178 12 998 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2025.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх