Поле чудес в стране дураков

Обычно закрытая для посторонних глаз и ушей финансовая тема медленно, но уверенно выходит на первый план: российские футбольные клубы поставлены перед необходимостью структурировать бюджеты.

Причина на поверхности: ослабление рубля к мировым валютам, доллару и евро, провоцирует раздувание основной расходной статьи, связанной с выполнением контрактных обязательств. Как бы ни секретили клубы эту сторону своей насыщенной жизни, главное-то не скроешь: значительная доля личных контрактов футболистов и тренеров РФПЛ заключается именно в валюте, которую принято считать твердой.

В последнее время она, подлая, затвердела настолько, что клубные бухгалтерии хватаются за головы: прямые расходы выросли фактически на треть, тогда как доходная часть, и без того скромная, в лучшем случае заморожена. Каждый евро или доллар, прописанный в контрактах, требует теперь повышенного рублевого обеспечения, а права печатать рубли у клубов, к их огромному сожаления, пока нет.

Умничать на эту тему можно бесконечно долго (чем околофутбольная общественность обычно и занимается), но ведь никуда от нее не уйти. Тем более что и сами клубы уже публично выразили озабоченность — по крайней мере, некоторые из них. Леонид Федун, например, председатель совета директоров и основной владелец «Спартака», который считает, что «расходы как минимум пяти клубов премьер-лиги вырастут в полтора раза» (пяти самых богатых, стоит уточнить, самых и без того щедрых, которые на контрактах не особо экономят). Или гендиректор ЦСКА Роман Бабаев, который как раз умеет считать деньги (и ЦСКА, и Бабаев).

У «рублевых» клубов другие трудности: на них начинают давить моральные обязательства, потому что вместе с рублем падает и уровень жизни футболистов, которые ни в чем не привыкли себе отказывать. Хотя, например, гендиректор «Уфы» Шамиль Газизов не видит причин для паники: «В нашем клубе все зарплаты исчисляются в рублях, и не по текущему курсу, а по тому, который был на момент заключения контракта. Клуб в такой ситуации не страдает, а в определенном смысле страдают игроки. Но у нас нет разницы между российскими игроками и иностранцами, все получают свои деньги в рублях»…

***

Стоит вспомнить, что пять лет назад, на пике мирового финансового кризиса, гром уже гремел, а мужики крестились.

Валерий Карпин, управлявший тогда финансами «Спартака», уверял, что трудности клуба не коснулись благодаря президенту Федуну. Тот же Роман Бабаев сетовал на дополнительные проблемы, связанные с привлечением спонсоров, которые «думают не о рекламе, а о том, как устоять на ногах».

Зато президент «Амкара» Валерий Чупраков, например, был олимпийски спокоен, потому что «…у „Амкара“ никогда не было большого бюджета, и нам не привыкать жить в условиях экономии. Мы строго следим за расходами и сокращаем затраты в тех отраслях, где они не нужны, чтобы команда была в более выигрышном положении. Можно говорить о снижении трансферной активности и более тщательной селекции. Грамотное управление и правильное расходование средств поможет нам достойно завершить сезон»…

***

С точки зрения циника кризис-2014 к футболу России не должен иметь никакого отношения.

У богатых («Спартак», «Динамо», «Краснодар») денег куры не клюют, придатки монополий («Зенит», «Локомотив») решат вопросы с хозяевами, которые в них души не чают, рачительные (ЦСКА) напрягутся, но виду не покажут, бюджетники («Терек», «Рубин») договорятся с местными властями… Ну и остальные как-нибудь выгребут, тем более что бюджеты на 2015-й финансовый как раз сейчас, в ноябре, и верстаются. В этом смысле клубам повезло, конечно, — есть простор и время для маневра; если бы петух клюнул где-нибудь в апреле-мае, когда бюджеты уже давно в ротации, проблем было бы в разы больше.

С точки же зрения здравого смысла новый уровень проблем должен, просто обязан спровоцировать и новый уровень их оценки, их понимания: в какой системе координат пытается развиваться футбол России?

Нужно плотно, уже в совершенно реальном контексте, задуматься о наступлении эры финансового fair play. О сильно перегретом рынке и неумеренных аппетитах его участников. Об оздоровительном эффекте «потолка зарплат», особенно для молодых игроков, которые, едва научившись завязывать шнурки на бутсах, хотят всего и сразу. О том, что в футбол играют все же не деньги, а люди, и миллионные контракты — уж точно не гарантия успеха.

О том, в конце концов, что футбол — не государство в государстве со своими правилами жизни, эксклюзивной моралью и персональной экономикой, а всего лишь игра для народа, которую он, народ, в сущности, и финансирует.

Самое подходящее время для перезагрузки. Жизнь заставляет.

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 21 345 341 526 31 698 13 293 
 Краснодар Краснодар 16 673 266 771 24 988 10 205 
 Спартак М Спартак М 17 869 285 910 17 090 18 870 
 ЦСКА ЦСКА 13 473 215 574 12 997 13 948 
 Динамо М Динамо М 12 401 198 431 12 582 12 221 
 Ростов Ростов 13 012 208 198 12 107 13 917 
 Локомотив Локомотив 11 950 191 204 9 921 13 979 
 Пари НН Пари НН 8 526 136 425 9 432 7 620 
 Факел Факел 10 093 161 492 8 549 11 636 
 Крылья Советов Крылья Советов 8 371 133 942 8 502 8 203 
 Динамо Мх Динамо Мх 9 404 150 472 8 220 10 325 
 Рубин Рубин 8 262 132 200 8 068 8 512 
 Акрон Акрон 6 416 102 671 5 015 7 506 
 Оренбург Оренбург 7 926 126 821 4 828 11 909 
 Ахмат Ахмат 6 475 103 609 4 735 8 215 
 Химки Химки 5 768 92 300 3 159 8 377 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх