КХЛ. Сколько стоит успех?

02 сентября 2013 10:55

Sportbox.ru рассказывает о том, насколько сильно финансовое состояние клубов КХЛ влияет на их выступление, сравнивает богатых и бедных, и рассуждает, какие изменения могут претерпеть их бюджеты в грядущем сезоне.

Богатые тоже плачут

Для начала было бы неплохо вспомнить, какие клубы, еще не так давно ведя довольно посредственное существование, обрели затем богатого спонсора, и что из этого получилось. Разумеется, первым на ум приходит СКА. До эры «Газпрома» лучшими достижениями клуба из Санкт-Петербурга являлись бронзы чемпионатов СССР 1970/71 и 1986/87. Однако с обретением солидного бюджета армейцы с Невы никак не могут добиться желаемого результата: бронза и Континентальный кубок прошлого сезона — их единственное на данный момент достижение. Неплохо, но тот же «Трактор» добился большего при меньших затратах. Другие армейцы, московские, благодаря самым что ни на есть верховным властям, год назад также получили очень серьезную финансовую поддержку. Пока последняя медаль самого титулованного клуба страны по-прежнему датируется 1992 годом (серебро чемпионата СССР), а прошлый сезон завершился вылетом в полуфинале конференции от московского «Динамо». Впрочем, впервые с сезона-08/09 ЦСКА стал победителем дивизиона и вышел во второй раунд плей-офф, заняв при этом высокое второе место в Западной конференции. Для начала возрождения великого клуба уже неплохо.

Пока что гораздо более удачными примерами вложения больших денег являются «зеленые»: «Ак Барс» и «Салават Юлаев». За последние семь лет у них на двоих насчитывается пять чемпионских титулов. Разумеется, нельзя забывать и про московское «Динамо», которое после объединения с ХК МВД преобразилось и дважды подряд завоевало заветный Кубок Гагарина. К слову, вспоминается и еще одно «Динамо», минское. Да, по российским меркам бюджет «зубров» относительно невелик, но в масштабах Белоруссии были потрачены солидные деньги на некоторых игроков, главным образом, канадских, чтобы дать бой в КХЛ. Однако этого оказалось явно недостаточно: попадание в плей-офф и вылет в первом же раунде по-прежнему является высшим достижением минчан, а их выступление в прошлом сезоне и вовсе сильно расстроило главу республики.

Деньги и успех

И все-таки, самым интересным вопросом остается то, насколько сильно финансовое состояние клуба влияет на итоговый результат. Ведь как ни крути, а приятно же, когда скромный по финансовым меркам клуб добивается значимого успеха. Согласно данным, опубликованным КХЛ, по итогам сезона-12/13 зарплатные бюджеты трех клубов перевалили через отметку в один миллиард рублей. Это «Ак Барс», «Салават Юлаев» и СКА. В первую десятку также вошли «Авангард», московское «Динамо», «Локомотив», магнитогорский «Металлург», ЦСКА, «Трактор» и «Торпедо». Самая нерациональная трата денег из клубов этого списка оказалась у нижегородцев, которые даже не попали в игры на вылет. Разумеется, больше чем у остальных средства оправдались у финалистов — «Динамо» и «Трактора». Вообще, в последние два года именно эти две команды можно назвать лучшими по соотношению «цена-качество»: бело-голубые стали чемпионами, не входя при этом по объему зарплат в первую тройку, а челябинцы выигрывают медали, находясь в самом низу этой самой десятки. А вот интересный факт. Согласно тем же данным, в составе «Ак Барса», «Салавата», СКА и «Авангарда» было наибольшее число хоккеистов, сумма контрактов которых превышала 60 миллионов рублей — 7, 5, 6 и 5 соответственно. Правда, зарплаты энхаэловцев, игравших во время локаута в КХЛ, не учитывались. Бюджет «Трактора» предусматривал столь высокие расходы для четырех игроков, а «Динамо» — ни для кого. Они распределили свои финансы между хоккеистами более равномерно. Может быть, и в этом отчасти секрет успеха?

Теперь о тех, чье финансирование не позволяет вести роскошную жизнь. Что ожидаемо, из десятки самых бедных семь оказались за бортом плей-офф. Это «Динамо» Минск, «Амур», «Спартак», «Автомобилист», «Витязь», «Динамо» Рига и новокузнецкий «Металлург». А вот «Сибирь», «Слован» и «Северсталь» своих болельщиков порадовали, а последние даже обыграли «Локомотив» в первом раунде. Кстати, «Слован» и вовсе по деньгам занял предпоследнее место (меньше тратила только «Кузня»), а результат — седьмое место на Западе в дебютном сезоне. Так что по соотношению «цена-качетво» словаки и череповчане не очень-то уступают даже московскому «Динамо» и «Трактору». В целом же, первую стадию плей-офф прошла только одна команда не из «богатой» десятки — та самая «Северсталь».

Перепрыгнуть через пропасть

Ну и, наконец, чтобы в полной мере ощутить разницу между бюджетами команд КХЛ, стоит отметить, сколько именно потратили самые богатые и самые бедные. Начнем с первых: расходы «Ак Барса», «Салавата» и СКА составили 1,06, 1,043 и 1,023 миллиарда рублей соответственно. Тройка «бедняков» — «Динамо» Рига, «Слован» и «Металлург» Новокузнецк — потратили следующие суммы: 186,9, 164,3 и 128,5 миллионов рублей. Пропасть, размером почти в 900 миллионов рублей. Впрочем, вести борьбу за Кубок Гагарина это, конечно же, бесценно…

Ну, а скоро мы узнаем, кто из клубов потратит свои средства успешнее всех в новом сезоне, а чьи вливания окажутся напрасными. Судя по переходам, в общем и целом финансовая картина по сравнению с прошлым сезоном больших изменений не претерпит. Хотя некоторые перемены все-таки есть. Например, СКА почти наверняка поднимется по затратам на абсолютное первое место, а «Салават Юлаев», наоборот, станет жить скромнее. «Трактору» тоже придется нелегко, хотя, зная талант Валерия Белоусова, вполне можно рассчитывать на очередное успешное выступление челябинцев. Ну и еще «Спартак» хоть и не догонит с точки зрения бюджета своих соперников из Москвы, но, по крайней мере, немного приблизиться к ним должен.

Сергей Кулагин, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх