На плантациях любви

29 января 2012 14:03

Курбан Бердыев и Сергей Галицкий. Независимо друг от друга в разных точках страны два этих человека занимаются сегодня одним и тем же – возделывают… нет, не персональные наделы, а нечто большее.

Укор трибун

Принято считать, что «Рубин» не очень любят, даже в своём городе. Казанский клуб принято попрекать скупыми эмоциями, полупустыми трибунами. За этими претензиями, наверное, не так много правды – в текущем чемпионате, например, команда имеет четвёртый в лиге показатель посещаемости домашних игр: после «Зенита», «Кубани» и «Спартака», – но по большому счёту тема справедлива: первая команда российской провинции должна иметь иную, более серьёзную аудиторию. «Краснодар» укорами пока не тревожат, но и здесь проблема очевидна: своей публики у юного клуба почти нет, народ, как правило, собирает имя соперника.

Есть надежда, что ситуация там и там поменяется. Пусть и не сразу, со временем.

Трудно сказать, знакомы ли Бердыев с Галицким между собой. Имели ли обстоятельные беседы, делились ли мыслями. Возможно, что и нет. Их жизненные траектории до недавнего времени были далеки друг от друга. В 2001-м, когда один принял «Рубин», другой делал свою торговую сеть крупнейшей в стране и о футболе как деле жизни ещё не думал. В 2008-м, когда второй пришёл-таки в футбол и учредил ФК «Краснодар», первый уже стал чемпионом России. Тогда, кстати, софиты и микрофоны, полагающиеся победителю по статусу, помогли стране услышать слова Бердыева о своей профессиональной цели. И это была удивительная для большого футбола цель. Не медали, титулы или трофеи. А клубная инфраструктура. Лучшая в Европе. Вот так, не много и не мало.

Правильная пирамида

От Галицкого громких заявлений слышать пока не приходилось. Но от того, что и как он делает, многих бывалых людей берёт лёгкая оторопь. Вот, к примеру, на днях новичок «Краснодара» Павел Голышев, впервые попав на территорию клубной Академии, только и смог вымолвить: «Просто «Барселона» какая-то!» А президент Детской футбольной лиги Виктор Горлов, который видел все масштабные питомники страны последних лет, который отдаёт должное и волгоградской «Олимпии», и Академии Коноплёва, и спартаковскому центру в Сокольниках, тем не менее, именно проект Галицкого готов считать, возможно, лучшим в стране.

Как недавно сообщил хозяин «Краснодара», в прошлом году на первую команду он потратил около 40 миллионов долларов, а на клубную инфраструктуру – около 60 миллионов. В стране, думается, найдётся не так много клубов (если найдётся хоть один), которые на базис тратятся охотней, чем на надстройку: в отличие от структурной пирамиды, финансовая обычно перевёрнута. А для лучшего понимания цифр можно сослаться на Леонида Федуна, который, по его словам, на свою академию тратит ежегодно по пять миллионов долларов. Причём спартаковский босс называет такие деньги большими, и это на самом деле так. Но только не в сравнении с «Краснодаром».

Смысл содержания почти трёх десятков филиалов клубной школы, которые работают по всему Краснодарскому краю, Галицкий объясняет так: чем больше детей будет тренироваться, тем выше будет популярность футбола в обществе. Главная, по мнению хозяина «Краснодара», проблема России состоит в том, что у нас эту игру просто не любят. Потому и пустуют трибуны, потому и футбол не приносит того дохода, на который рассчитывают клубы. И в своей школе Галицкий сейчас выращивает не игроков – он выращивает любовь. К игре, к своему клубу. Он выращивает свою будущую аудиторию.

Плодородие почв

В разряд элитных футболистов попадает ничтожная доля из тех, кто приходит в спортивные школы, – все остальные с годами перемещаются на трибуны. Логика простая: чем шире сегодня охват ребятни, тем больше завтра армия сторонников. «Рубин» своего болельщика начинает воспитывать с дошкольного возраста. Неизвестно, есть ли в каком-то ином месте подобная практика, но в Казани каждый (!) мальчик детсадовских лет регулярно приглашается на футбольные фестивали. Конечно, это селекция, но лишь в малой части, – в основном же эмоциональное завоевание ребёнка. И если от такой практики клуб не откажется (а планы там, насколько известно, обратные – охватить подобным опытом весь Татарстан), то через несколько лет всех людей, эмоционально вскормленных «Рубином», трибуны казанского стадиона, надо думать, уже не вместят.

То, чем занимаются сейчас Бердыев и Галицкий, это работа футбольных почвоведов. Формирование в обществе гумуса, плодородного слоя. Скорого результата такое дело не предполагает, но рано или поздно отдача обязательно будет. Должны быть и урожаи.

Андрей Колесников, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 21 345 341 526 31 698 13 293 
 Краснодар Краснодар 16 673 266 771 24 988 10 205 
 Спартак М Спартак М 17 869 285 910 17 090 18 870 
 ЦСКА ЦСКА 13 473 215 574 12 997 13 948 
 Динамо М Динамо М 12 401 198 431 12 582 12 221 
 Ростов Ростов 13 012 208 198 12 107 13 917 
 Локомотив Локомотив 11 950 191 204 9 921 13 979 
 Пари НН Пари НН 8 526 136 425 9 432 7 620 
 Факел Факел 10 093 161 492 8 549 11 636 
 Крылья Советов Крылья Советов 8 371 133 942 8 502 8 203 
 Динамо Мх Динамо Мх 9 404 150 472 8 220 10 325 
 Рубин Рубин 8 262 132 200 8 068 8 512 
 Акрон Акрон 6 416 102 671 5 015 7 506 
 Оренбург Оренбург 7 926 126 821 4 828 11 909 
 Ахмат Ахмат 6 475 103 609 4 735 8 215 
 Химки Химки 5 768 92 300 3 159 8 377 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх