Петр Авен: «Спартак» куплю не задумываясь!

20 марта 2012 09:43

Президент «Альфа-банка», ветеран российского списка Forbes и член Исполкома РФС Петр Авен в интервью «Советскому спорту» рассказал о том, как пытался приобрести московский «Спартак» и назвал принцип управления клубом Леонида Федуна непродуктивным.

– Правда, что вы хотели купить «Спартак»?

– Дважды тема возникала. Но я не единственный акционер банка. И не мог самостоятельно принять такое решение.

– Вам ведь, наверное, по карману оформить покупку не на «Альфу», а на себя.

– Сегодня – да. Но мы говорим о времени, когда у меня подобной возможности еще не было. В какой-то момент уговорил партнеров, что приобретение «Спартака» – разумный шаг. Наши маркетологи подтвердили: это правильная инвестиция с точки зрения продвижения банка. Мы даже выделили определенный лимит денег на сделку. Но она не состоялась.

– Это когда происходило?

– Еще при Романцеве. Он был хозяином клуба. Мы встречались, пытались его уговорить. Не получилось. В конце концов «Спартак» достался Андрею Червиченко.

– Что не устроило Олега Ивановича?

– Я не понял. Поначалу он говорил, что продавать ничего не будет. У него ведь возникли сложности с оформлением прав собственности. История была мутная, непрозрачная. Клуб нанял нас как банк. Мы помогли все очистить, привели дела в порядок. После чего Романцев стал легальным владельцем «Спартака». Действовали мы честно, не выдвигали предварительных условий: мол, поможем, если потом нам продадите. Не захотел – его право.

– Вы участвовали в переговорах?

– Два раза лично беседовал с Романцевым.

– Какое впечатление он произвел на вас?

– Несколько странное. Сложно было понять, чего же человек хочет в действительности. Мне он твердо заявлял, что «Спартак» не продается. А потом возник Червиченко…

– Как вы это восприняли?

– Спокойно. Мы часто хотим что-то купить, но не всегда выходит.

– Словом, на вашем отношении к команде это не отразилось?

– Никоим образом! Когда Червиченко решил уйти из клуба, мы снова делали подходы. Но «Спартак» быстро оказался в руках «ЛУКОЙЛа» и Федуна, что, в общем-то, логично. Червиченко работал в «ЛУКОЙЛе», был плотно связан с компанией…

– Больше к вопросу не возвращались?

– В последние годы, когда я мог бы позволить себе такую сделку, не прибегая к помощи партнеров, тема продажи «Спартака» не поднималась. По-моему, пока это не входит в планы Федуна.

– Жалеете, что клуб не вам достался?

– Я твердо убежден: у «Спартака» не должно быть одного хозяина. В крайнем случае – коллектив собственников. В идеале же надо проводить IPO, чтобы команда стала по-настоящему народной. Даже если бы мне паче чаяния удалось купить клуб, не остался бы его контрольным акционером, обязательно пригласил бы еще кого-нибудь. Я за коллегиальный стиль принятия решений. И касается это не только футбола. Вопрос фундаментальный.
Когда появляется хозяин, исчезают критика и оппонирование. Все хотят понравиться начальнику и начинают ему поддакивать. На мой взгляд, это неправильно. И для бизнеса, и для жизни. Мне не нравятся семьи, где жена не может противоречить мужу. Не понимаю, как управлять компанией, в которой один говорит, а остальные слушают… Такие системы чаще всего работают плохо, неэффективно.

– Похоже на камень в огород Федуна.

– Леонид Арнольдович мне крайне симпатичен. Умный, приятный, адекватный человек. Для «Спартака» делает очень много, тратит свои немалые деньги. Нельзя не быть ему благодарным. Но модель управления, выбранная им, на мой взгляд, попросту непродуктивна. Я неоднократно говорил Лене об этом. Как и о том, что он взял на себя большие риски. Когда «Спартак» играет плохо, полстраны ненавидит Федуна. Зачем ему это нужно? Если бы в руководство клуба входили несколько человек, они делили бы ответственность. Опять же – возникли бы борьба идей, столкновение мнений.

Повторяю, более правильной мне видится ситуация, при которой контрольный пакет акций в руках болельщиков. Плюс ядро из трех-четырех влиятельных совладельцев, обязанных учитывать мнение народа. Такая конструкция значительно устойчивее.

– И что вам ответил Леонид Арнольдович?

– Сегодня он не готов к столь радикальным переменам. Да, есть разные варианты управления футбольными клубами. Скажем, в «Челси» у Абрамовича полный контроль. Но при всем уважении к Роману Аркадьевичу команда пока не добивается результатов, которых ждет хозяин. В первую очередь речь о победе в Лиге чемпионов. Сейчас вот последовала очередная отставка тренера, болельщики в резкой форме выражают недовольство…

С другой стороны, есть пример по-настоящему народных «Реала» и «Барселоны». Претенденты на пост президента клуба в этих футбольных грандах выдвигают свои программы. Болельщики голосуют за идеи, становясь соучастниками принятых решений. Возникает совсем иное эмоциональное восприятие команд.

Уверен, схожая история рано или поздно произойдет со «Спартаком».

– Может, Федун хочет достроить стадион, повысить капитализацию клуба, чтобы продать его подороже?

– Относиться к футболу как к чистому бизнесу тоже неверно. Это более сложная конфигурация.

– Но вы готовы вложиться, купить «Спартак»?

– Сто процентов! Не думая ни секунды.

– И за ценой не постоите?

– Повторяю, мне чрезвычайно интересно было бы заняться этим проектом.

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 24 408 244 086 34 460 17 707 
 Краснодар Краснодар 18 012 180 127 25 844 10 181 
 Спартак М Спартак М 17 586 175 862 16 437 18 734 
 Ростов Ростов 15 552 155 521 13 422 18 746 
 ЦСКА ЦСКА 14 243 142 435 13 086 15 401 
 Динамо М Динамо М 14 885 148 858 13 021 16 750 
 Локомотив Локомотив 10 839 108 392 11 556 10 122 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 723 97 233 10 099 9 159 
 Рубин Рубин 9 923 99 233 9 975 9 871 
 Пари НН Пари НН 8 842 97 262 9 693 8 132 
 Динамо Мх Динамо Мх 9 581 95 819 9 521 9 622 
 Факел Факел 11 609 116 090 8 694 14 523 
 Оренбург Оренбург 6 234 62 349 5 273 7 677 
 Ахмат Ахмат 7 088 70 887 4 798 9 379 
 Акрон Акрон 6 102 67 130 4 396 7 525 
 Химки Химки 4 696 46 960 3 580 5 812 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх