РФПЛ: А что, если закрыться?

26 декабря 2012 18:23

Набирающие силу дискуссии о структуре и формате чемпионата России – на самом деле, вечная тема. Соглашаясь с этим статусом, обозреватель Sportbox.ru обращает внимание спорщиков на не охваченный их высоким вниманием ресурс: принцип «закрытых» турниров, работающий в успешных заокеанских лигах.

В январе 2007 года покидающий кресло президента УЕФА Леннарт Юханссон отправил наследникам внятный сигнал. Открывая очередной конгресс УЕФА в Дюссельдорфе, он сказал: «Мы должны стойко защищать пирамидальную структуру футбола от сепаратистов и закрытых лиг (обратим внимание на этот момент, - прим. Sportbox.ru) без возможности повышения или понижения в классе. Это важнейший компонент всемирной популярности игры. Каждый из нас хочет верить, что в один прекрасный день его клуб сыграет в финале Лиги чемпионов. Именно эта мечта заставляет фанатов каждую неделю посещать встречи своей команды, делает игру здоровой и динамичной. Это – основание пирамиды, которое поддерживает ее ве рхние ярусы. Мы должны сделать все возможное, чтобы защитить ее».

Принявший пост Мишель Платини к заветам Юханссона дышит ровно. У него своя политическая линия, свой взгляд на суть вещей и свои пути решения проблем. Поэтому многие рекомендации предшественника Платини сразу отправил в архив. К диспутам же о соревновательных форматах и принципах он склонен прислушиваться, а не затыкать уши. Или, как минимум, делать вид, что ему, президенту, это действительно интересно. Отсюда, собственно, первичные признаки энтузиазма у людей, которые по разным причинам хотят перемен. В том числе – у сторонников чемпионата СНГ.

Один из них, а именно Евгений Гинер, неосторожно назвал российскую премьер-лигу «болотом» - в противовес, разумеется, виртуальному чемпионату СНГ. «Давайте новый чемпионат будем называть суперлигой, а не СНГ, - предложил президент ЦСКА. – Никто не собирается делать закрытое акционерное общество, как НБА или НХЛ. Во главе угла должен стоять спортивный принцип. Нам предстоит задать очень много вопросов УЕФА».

Но ведь и регламент чемпионата России в этом смысле далек от «болота»: ротация между лигами – его основа. Более того, соревновательный принцип РФПЛ получил новый сильный импульс с введением переходных матчей; это была одна из тех проблем, вокруг которой, слава богу, велись чисто профессиональные споры, а возобладавшую точку зрения никто сегодня не называет «безумием», «идиотизмом» и далее по списку.

Между тем и принцип «закрытой лиги» не стоит недооценивать. Умеющие считать деньги американцы возвели его в абсолют, а это что-нибудь да значит, разве нет? Сторонники футбольной глобализации говорят о новых бизнес-горизонтах, потому что в старых им тесно. Если речь и точно о бизнесе, а не о политике, вероятно, стоит подумать о том, что вирус «закрытости» неспроста проник в Европу и кое-где уже начал теснить старый добрый спортивный принцип. Чего далеко за примерами ходить, если под боком КХЛ, считающаяся сегодня одним из самых успешных спортивных продуктов на территории СНГ?

Интересно, что накануне «большой революции» (сезон-2011/12) РФПЛ рассматривала вариант перехода к «американской системе». Не рассматривала, точнее, а имела его под рукой, потому что такой проект прислал в лигу один из клубов. Как ни смешно, имя этому клубу – «Томь», а смеяться здесь можно над тем, что фундаментальным условием существования «закрытой» лиги являются гарантии жизнеспособности всех ее членов. Что к «Томи», понятно, имеет очень отдаленное отношение.

Но вообще здравого смысла в «закрытой» схеме достаточно. Она, например, позволяет обеспечить доминирующую роль частного капитала; позволяет успешно бороться с «черными дырами», в которые вылетают бюджетные деньги; позволяет говорить о потолке зарплат с совершенно земных позиций. Принцип «закрытой лиги» прямо способствует тому, что первым и главным смыслом участия в турнире становится движение строго вверх, а такой вектор влияет на качество продукта. Он, наконец, регулирует количество участников турнира с помощью планомерного повышения принятых к исполнению стандартов – не только финансовых, но и инфраструктурных.

Не похоже на «болото», правда? По крайней мере, внятный диалог тут, на мой взгляд, возможен. Есть о чем подумать и о чем поспорить без перехода на личности.

Константин Столбовский, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 22 993 459 869 33 125 12 861 
 Краснодар Краснодар 18 235 364 700 26 271 10 198 
 Спартак М Спартак М 18 390 367 815 16 829 20 298 
 Динамо М Динамо М 11 578 243 145 11 880 11 303 
 ЦСКА ЦСКА 14 424 288 486 11 769 17 079 
 Ростов Ростов 11 695 233 917 10 919 12 644 
 Локомотив Локомотив 12 022 252 467 9 587 14 700 
 Пари НН Пари НН 8 690 173 818 9 199 8 182 
 Рубин Рубин 8 167 163 354 9 006 7 329 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 994 209 883 8 991 10 906 
 Факел Факел 8 998 188 971 8 603 9 358 
 Динамо Мх Динамо Мх 8 306 174 428 6 579 10 205 
 Акрон Акрон 7 755 155 111 4 719 9 779 
 Ахмат Ахмат 5 880 123 500 4 523 7 374 
 Оренбург Оренбург 7 402 155 451 4 422 10 680 
 Химки Химки 5 616 117 949 2 872 8 111 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2025.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх